Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА (продолжение) » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА (продолжение)

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 188, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Исаев И Р : И так уважаемые читатели! Этот прекрасный город-город Баку назван в честь бакинских беков табасаранского происхождения.

Исаев И. Р.: Усмотревъ изъ рапорта вашего къ предместнику моему, подъ № 272, что Табасаранскiй владелецъ Мамед-кади принялъ во владенiе свое Ших-Али и позволяетъ ему жить у зятя своего Абдулла-бека въ дер. Эрси, я поручаю в. пр. отъ имени моего написать, что таковой его поступокъ совершенно противенъ обязанностямъ верноподданнаго и что онъ лишиться жалованья Всемилостивейше ему определеннаго, если тотчасъ не выдастъ его Россiйскому въ Дербенте начальству, имея все способы къ тому, чтобы его схватить, и сверхъ того можетъ навлечь на себя справедливый гневъ Е.И.В.; напротивъ-же того, если онъ выполнитъ данную имъ присягу на вечную верность Всероссiйской Имперiи и покажетъ опытъ усердiя своего выдачею Ших-Али, то можетъ получитъ отличiе и примерную награду отъ щедротъ Е.И.В. Поручаю вамъ также подтвердить Дербентскому коменданту полк. Адрiано, чтобы и онъ съ своей стороны принималъ все меры къ его поимке. …. А потому я, уверенъ будучи, что посланными ныне войсками противу хищныхъ партiй Ших-Али оне будутъ побиты и разсеяны, я прошу и требую отъ в.пр., дабы вы по крайней мере вх своемъ сладенiи отнюдь не дали ему убежища, если бы паче чаянiя онъ и въ семъ разе возмогъ избежать поимки его, причемъ какъ превосходительный Али-ханъ Уцмiй Каракайтахскiй и Табасаранскiй Кадiй – ваши прiятели и ваши соседи, то по влiянiю, какое вы на нихъ имеете, употребите все меры, дабы и въ ихъ владенiяхъ онъ не нашелъ себе пристанища. Между темъ старайтесь всеми способами поймать его, когда онъ въ вашихъ земляхъ или у вашихъ соседей будетъ шататься для отысканiя себе убежища. Тогда в.пр. вполне исполнили бы свою обязанность и оправдали бы то, что всемилостивейшiй и великiй нашъ Г.И. справедливо изливалъ и продолжаетъ изливать на васъ свои обильныя щедроты; тогда вы оправдали бы и мое въ пользу вашу ходатайство предъ Е.И.В. Впрочемъ я предваряю васъ, что если кто и изъ вашихъ подвластныхъ его схватитъ, будетъ награжденъ 500 червонцевъ. Затемъ надеюсь, что вы не упустите сего случая доказать усердiе и преданность свою къ Всероссiйской Державе. ….Донесенiе кн. Цицiанова гр. Воронцову, отъ 28-го декабря 1802 года, №239. Табасаранскаго Кади Рустем-хана старшiй сынъ Абдулла-бекъ въ письме своемъ къ предместнику моему ген.-л. Кноррингу, дошедшемъ сюда на прошедшихъ дняхъ съ нарочнымъ его, уведомляя о смерти, постигшей означаннаго отца его 20-го числа прошедшаго ноября, доставилъ всеподданнейшее прошенiе его на Всевысочайшее Е. И. В. имя, которое имею честь поднести при семъ в.с. Сей кадинскiй сынъ Абдулла-бекъ въ томъ же письме объясняетъ, что онъ расположенъ отправить къ Высочайшему Двору Е. И. В. посланца своего, на что далъ я ему ответъ мой, что сiе зависитъ отъ Высочайшаго соизволенiя Е. И. В. При томъ основываясь на последней статье Высочайшаго Е. И. В. рескрипта, отъ 24-го декабря 1801 года, къ предместнику моему ген.-л. Кноррингу о поставленiи дружескаго союза между Персидскими ханами и горскими владельцами, въ высокомъ подданстве и покровительстве Е. И. В. состоящими, прiемлю смелость донести в.с., что какъ Кади Табасаранскiй уже есть въ подданстве Е. И. В. и принялъ на оную присягу, то не благоугодно-ли будетъ приказать приметить Кади Табасаранскому и прочимъ ханамъ и владельцамъ, подданнымъ Е. И. В., что подданной къ своему Государю не можетъ посылать посланцовъ, а долженъ входить съ письменными прошенiями и на предбудущее время поставить то всегдашнимъ правиломъ. Въ половине октября было получено известiе о волненiи жителей Табасарани, увлеченныхъ разными обещанiями агентомъ Шамиля Шейхъ-Магометомъ, въ сообществе съ каким-то беглымъ казакомъ. Для усмиренiя табасаранцевъ командующiй войсками направилъ отрядъ, въ составъ котораго вошли 2-й и 3-й баталiоны Дагестанскаго полка. 17-го октября войска выступили изъ Шуры и 24-го числа прибыли на сборный пунктъ, въ табасаранское селенiе Мюрага. Князь Орбелiани принялъ личное начальство надъ отрядомъ и, желая не только наказать табасаранцевъ за возмущенiе, но и лишить ихъ всякой возможности на будущее время поддаваться влiянiю агентовъ Шамиля, решилъ приступить къ вырубке леса и проложенiю дорогъ для движенiя нашихъ войскъ во всякое время. Съ этою целью отрядъ нашъ 25-го октября выступилъ изъ Мюрага и направился по дороге къ сс. Ругучъ и Ханахъ, къ пунктамъ сбора главнаго скопища волновавшихся жителей. Путь пролегалъ по довольно лесистой местности, которую необходимо было расчистить въ видахъ свободнаго сообщенiя съ отряднымъ вагенбургомъ, устроеннымъ въ Мюраге. Это задержало на несколько дней движенiе нашихъ войскъ, которыя только 31-го октября направились къ главному притону возмутившихся. Во время рубки леса горцы постоянно безпокоили отрядъ своими выстрелами и, угадывая движенiе наше къ Ругучу и Ханаху, устроили на высотахъ впереди этихъ ауловъ довольно крепкiе завалы, чтобы остановить дальнейшее наше следованiе. Князь Орбелiани, имея въ виду занять названыя селенiя, въ ночь съ 30-го на 31-е октября направилъ обходную колонну, подъ начальствомъ полковника Ракусы, изъ 2-хъ баталiоновъ Дагестанскаго полка и 5-ти сотенъ кюринской милицiи въ тылъ заваламъ, чтобы выгнать оттуда непрiятеля и темъ обезпечить свободное движенiе отряда по избранному пути. Полковникъ Ракуса, взойдя на высоты и приблизившись къ заваламъ, не засталъ уже тамъ никого изъ бунтовщиковъ: не решаясь вступить съ нами въ открытый бой, они направились въ свои селенiя, чтобы вынести оттуда хотя часть своего имущества, которое неминуемо подверглось бы истребленiю. Такимъ образомъ отрядъ нашъ прошелъ безъ выстрела по весьма трудной дороге и, достигнувъ въ тотъ же день сс. Ругуча и Ханаха, расположенныхъ въ полуверсте одно отъ другого, занялъ селенiя эти безъ боя; войска захватили тамъ несколько человекъ жителей, не успевшихъ еще вывести своего имущества, после чего расположились лагеремъ возле этихъ ауловъ. Къ ночи на ближайшихъ высотахъ появились толпы табасаранцевъ и открыли безвредный огонь по лагерю. Войска наши не отвечали на выстрелы, но въ следующiе дни высоты эти занимались уже по очереди частями отряда, для обезпеченiя отъ нападенiя горцевъ въ ночное время. Съ 1-го ноября часть отряда приступила къ рубке леса и разработке дороги, а остальныя войска занялись истребленiемъ ауловъ. Весьма интересно указать здесь на особенную способность нашего солдата отыскивать, при раззоренiи непрiятельскихъ ауловъ, имущество бежавшихъ жителей, которые, забирая съ собою только часть пожитковъ, остальное зарывали въ землю или инымъ способомъ прятали въ самомъ ауле и его окрестностяхъ. Въ такихъ случаяхъ проницательность солдата достигала удивительной тонкости; на всякомъ месте, где бы онъ ни находился – въ лесу, на дороге, въ самомъ ауле – онъ непременно обнаруживалъ склады жительскихъ запасовъ при помощи приклада, палки или шомпола. Ячмень, пшеница, разного рода мука, вяленая баранина, медная посуда и прочее, все это разыскивалось съ необыкновенною сметливостью и въ такихъ местахъ, где только хозяинъ могъ найти свое имущество. Каждый день по несколько разъ получались сведенiя о томъ или другомъ открытiи и найденное имущество делилось между людьми, а продовольственные запасы поступали въ ротныя артели. Въ теченiе десятидневной нашей стоянки у Ругуча и Ханаха жительское имущество отыскивалось ежедневно въ ямахъ, стенахъ жилищъ, въ дуплахъ деревьевъ, въ самыхъ аулахъ и въ ихъ окрестностяхъ, иногда на довольно значительномъ разстоянiи. Такая способность солдатъ приносила особенную пользу во время движенiя отряда въ немирномъ крае, где все прiобреталось съ бою, такъ что продовольствiе лошадей, а иногда даже людей становилось довольно затруднительнымъ. Въ подобныхъ случаяхъ занятiе нами непрiятельскаго селенiя доставляло въ изобилiи необходимые жизненные припасы, и отрядъ обезпечивался имя на некоторое время; въ другомъ селенiи повторялось то же, и войска постоянно могли пополнять свои запасы. Участь, постигшая Ругучъ и Ханахъ, произвела должное впечатленiе на жителей другихъ табасаранскихъ ауловъ, которые, за небольшимъ исключенiемъ, прислали, одинъ за другимъ, депутацiи къ командующему войсками съ изъявленiемъ полной покорности. Проложенiе просекъ и дорогъ послужило главною причиною, что табасаранцы въ последующiе годы, вплоть до самаго покоренiя восточнаго Кавказа, оставались совершенно покойными. Отрядъ простоялъ у Ругуча и Ханаха по 10-е ноября, пока не сделана была достаточная просека и не разработана дорога къ Мюраге, пройденная 31-го октября. 10-го ноября князь Орбелiани передвинулся къ аулу Ходженикъ, где сделалъ небольшую просеку и исправилъ дорогу. 12-го числа онъ перешелъ къ с. Кулуглы; у этого аула отрядъ простоялъ до 18-го ноября, а потомъ направился къ одному изъ главнейшихъ селенiй Табасарани, Хушни, и проделалъ небольшую просеку на речке Рубасъ-чай. 25-го числа отрядъ повернулъ въ обратный путь, направившись прямою дорогою къ Мюраге. Табасаранцы оставались совершенно покойными, исполняли все наши требованiя, и войска безпрепятственно занимались своимъ деломъ. Шейхъ-Магометъ, однако, оставался еще въ Табасарани, скрываясь съ небольшимъ числомъ своихъ сообщниковъ на границе этого общества съ Каракайтагомъ; спутникъ же его донской казакъ былъ убитъ жителями. 26-го ноября войска двинулись изъ Мюраги въ свои штабъ-квартиры. 2-й и 3-й баталiоны Дагестанскаго полка 5-го декабря прибыли въ Ишкарты, откуда 10-го числа того же месяца 2-й баталiонъ передвинулся въ Чиръ-юртъ, а 27-го въ Б.Казанищи.

исаев: ооо


Исаев И, Р,: ДРЕВНИЕ УЛИЦЫ г. ДЕРБЕНТА Джарчи-капы, 9 магал В старые времена возле ворот Джарчы-капы глашатай созывал (по тюркси —”чар”" — созывать) жителей к роднику Хан-булаг для получения важных сообщений. Возникает вопрос, а в какие времена тюрки были в Дербенте? Магал Боят-капы Боят-капы — это врата древних тюрков по направлению к Багдаду. До VIII века древние тюрки жили в старом Багдаде (мадаин). У них была там известная улица.750 году, когда был основан сам город Багдада, бояты-тюрки восстановили города Киркук и Мосул. По сегодняшний день бояты-тюрки под названием “туркмен” там проживают. Второе значение Боят-капы — это врата в древние земли. Южнее города Дербента до станции Араблинская были пахотные земли, принадлежащие жителям города. внутренней части Боят-капы до 7-го магала находится улица Шахпур-куче. Это название дано персидскими шахами. Хан-куче С 1760 по 1789 гг. в Дербенте правил кубинский хан Фатали-хан. Эта улица была так названа в его период. Фатали-хан выезжал на своем фаэтоне из крепости Нарын-кала на Шахпур-куче, проезжая мимо Джума-мечети через Хан-куче и приезжал на самый известный для того времени Дербентский базар и по Хан-куче возвращался в крепость. Поэтому эту улицу назвали Хан-куче. Чухур-куче Эта улица берет начало с верхней части 5 го магала. В ней много колдобин, ям. Она тянется до площадки Боят-капы. Чухур в переводе значит “яма”. Чахар-тепе кучеси Эта улица берет свое начало с башмачного базара и протянута до Чахар-тепе (что означает “четыре холма”). Со временем эти холмы выровнялись, и на них строились дома. Емаме-куче Эту улицу в народе называют Маме-куче. В конце VIII века для защиты от набегов хазар с севера арабский полководец из области Емаме (Ирак) переселил сюда несколько сот семей. С того времени эта улица получила название Емаме-кучеси. Жители Емаме являлись выходцами из г. Куфа (Ирак). Кен-куче. Кен-куче была открыта в 1834 году (ныне улица Рзаева). Мекирлер-куче Начинается эта улица с Боят-капы (3 магала) до Молла-даты (1 магал). Мекирляр — это жители приграничных районов Ирана. Улица Аваин-Булаг. Читаем дальше; Первый табасаран появился в Дербенте в 19 веке. Отвечаю очень жестко, чтоб дальше такие вещи никто не писал. Все персы, арабы, курды , евреи и другие до 20 века называли себя табасаранами. А где они сегодня? Все они стали азербайджанцами. Второе; Куче, авайин булаг эти слова табасаранского языка. В чьи улицы и в чьи дома вас заселяли? А я вам уже ответил: Любой дисбаланс в природе или нарушение первого закона природы- Закона великого сотворения мира сопровождается катаклизмами, катастрофами и большими бедами. История не имеет сослагательных наклонений. Вступает в силу Второй закон природы-Аьхирзаман. … … … … Все встанет на свои места.

исаев и.р.: Уважаемые читатели! Читаем: ДРЕВНИЕ УЛИЦЫ г. ДЕРБЕНТА Джарчи-капы, 9 магал В старые времена возле ворот Джарчы-капы глашатай созывал (по тюркси —”чар”" — созывать) жителей к роднику Хан-булаг для получения важных сообщений. Возникает вопрос, а в какие времена тюрки были в Дербенте? Магал Боят-капы Боят-капы — это врата древних тюрков по направлению к Багдаду. До VIII века древние тюрки жили в старом Багдаде (мадаин). У них была там известная улица.750 году, когда был основан сам город Багдада, бояты-тюрки восстановили города Киркук и Мосул. По сегодняшний день бояты-тюрки под названием “туркмен” там проживают. Второе значение Боят-капы — это врата в древние земли. Южнее города Дербента до станции Араблинская были пахотные земли, принадлежащие жителям города. Во внутренней части Боят-капы до 7-го магала находится улица Шахпур-куче. Это название дано персидскими шахами. Хан-куче С 1760 по 1789 гг. в Дербенте правил кубинский хан Фатали-хан. Эта улица была так названа в его период. Фатали-хан выезжал на своем фаэтоне из крепости Нарын-кала на Шахпур-куче, проезжая мимо Джума-мечети через Хан-куче и приезжал на самый известный для того времени Дербентский базар и по Хан-куче возвращался в крепость. Поэтому эту улицу назвали Хан-куче. Чухур-куче Эта улица берет начало с верхней части 5 го магала. В ней много колдобин, ям. Она тянется до площадки Боят-капы. Чухур в переводе значит “яма”. Чахар-тепе кучеси Эта улица берет свое начало с башмачного базара и протянута до Чахар-тепе (что означает “четыре холма”). Со временем эти холмы выровнялись, и на них строились дома. Емаме-куче Эту улицу в народе называют Маме-куче. В конце VIII века для защиты от набегов хазар с севера арабский полководец из области Емаме (Ирак) переселил сюда несколько сот семей. С того времени эта улица получила название Емаме-кучеси. Жители Емаме являлись выходцами из г. Куфа (Ирак). Кен-куче Кен-куче была открыта в 1834 году (ныне улица Рзаева). Мекирлер-куче Начинается эта улица с Боят-капы (3 магала) до Молла-даты (1 магал). Мекирляр — это жители приграничных районов Ирана. Улица Аваин-Булаг. Читаем дальше; Первый табасаран появился в Дербенте в 19 веке. Отвечаю очень жестко, чтоб дальше такие вещи никто не писал. Все персы, арабы, курды , евреи и другие до 20 века называли себя табасаранами. А где они сегодня? Все они стали азербайджанцами. Второе; Куче, авайин булаг эти слова табасаранского языка. В чьи улицы и в чьи дома вас заселяли? А я вам уже ответил: Любой дисбаланс в природе или нарушение первого закона природы- Закона великого сотворения мира сопровождается катаклизмами, катастрофами и большими бедами. История не имеет сослагательных наклонений. Вступает в силу Второй закон природы-Аьхирзаман. … … … … Все встанет на свои места.

исаев и.р.: Уважаемые читатели! Наверное кто-то думает, что я сказки пишу. Читаем! Так какие же народы Кавказа не относятся к кавкасионскому антропологическому типу? Несмотря на то, что внешность типичного армянина представляется нам классическим эталоном кавказца, армяне не относятся к кавкасионскому типу. Они относятся к арменоидному типу, который иногда еще называют ассироидным. К арменоидной расе помимо армян относят еще один древний народ – ассирийцев. Кавказские албаны когда появились в Нагорном Карабахе армяне говорили следующее: Бажи аьгъдаруз, аьгъдру армир дийигъна цалихъ-непонятные люди стоять около стены. Вот откуда произошло слово армян.

исаев и. р.: Табарсаран (Табар-саран 'головы топорком', по-видимому, иранская этимология названия нынешних табасаранцев. Не исключена и здесь связь имени с гарнизоном тапуров Табаристана (Мазандарана)). Бассейн реки Рубас, текущей прямо на юг с Дербендского водораздела, образует область Табарсаран (Некоторые селения Табарсарана лежат даже на север от водораздела (Верхний Табарсаран)), населенную особым племенем горцев, хотя и со значительной примесью иранских поселенцев (так называемых татов, см. “Энциклопедию ислама”). Во время арабского завоевания еще существовал Табарсаран-шах (Баладзури, стр. 208), но ввиду бли-зости Табарсарана к Дербенду, вероятно, он очень скоро перешел на сторону мусульман (См. А. Н. Генко, Арабский язык и кавказские исследования, стр. 99). [126] Во время Mac'уди (в 332г.х./943) Табарсаран управлялся племянником (сыном сестры) эмира Абд ал-Малика из ал-Баба, но Ширван должен был установить отношения с Табарсараном еще раньше. Около 327 г.х./939 Хайсам б. Мухаммад б. Йазид правил в Табарсаране (§ 35). В 337 г.х./948 (другой?) Хайсам б. Мухаммад был назначен в Табарсаран (§ 10) (О затруднениях в родословной см. примечание к § 9). В 416г.х./1025 Хайсам, брат Йазида, сын Ахмада Ширванского, умер в “поместье Мухаммада” (Хумайдийа?) в Табарсаране. В 457г.х./1065 Хурмуз, внук Йазида, был похоронен в поместье Ирси (Эрси), с которым он, должно быть, был наследственно связан (вероятно, через мать) (Эрси еще существует в Верхнем Табарсаране). Что касается ал-Баба, то его отношения с Табарсараном (защищенным от него горой), по-видимому, слагались менее благоприятно: в 303г.х./915 Абу-л-Наджм б. Мухаммад неудачно воевал с народом Табарсарана. Тот факт, что в 380г.х./990 эмир Маймун, будучи выгнан из ал-Баба, удалился в Табарсаран, указывает на обособленность этих мест от Дербенда (Этому не противоречат события 446 г. Х./1054, когда эмиру Мансуру помог народ (добровольцы?) Табарсарана). В Табарсаране владетельские права могли преобладать над теоретическими правами суверенитета. Селения Табарсарана, которые наш текст связывает с ал-Бабом, были Хумайдийа, Мухрака (по-арабски “погорелое место”?), Туйак и Хурмастан. Первое из них еще существует в Верхнем Табарсаране; второе может соответствовать современному Марата в Нижнем Табарсаране (на юг от Дербенда) (См. Казем-бек, Дербенд-наме, стр. 78 и 123, и В. Дорн, Каспий, стр. 105, 278). Туйак, который выступал на стороне Дербенда (§ 23), должен соответствовать селению, которое на русских картах называется Дювек (см. у Генко). Что касается Хурмастана, то мы можем лишь сказать, что слово хурма (или курма) не означает здесь “пальмы” или “финики”, так как в местном употреблении оно относится к виду японской хурмы, персиммону, по-английски date plum (diaspyrus lotus), который действительно растет в Дагестане (А. Шахов, За жар-птицей, 1950 стр. 308).

Нурмагомед: исаев и.р. пишет: Первый табасаран появился в Дербенте в 19 веке. Когда табасаран появился в Дербенте один Аллах знает, так как, Дербент расположен на табасаранской земле, точнее, на отрогах табасаранских гор.

Нурмагомед: Исаев И Р пишет: И так уважаемые читатели! Этот прекрасный город-город Баку назван в честь бакинских беков табасаранского происхождения. Если Вы имеете ввиду учёного, историка, писателя Аббас-кули Бакиханова, то его корни из села Хучни. Об этом сказано в книге "Хучни и хучнинцы" написанной группой авторов, в числе которых полковник Мусаев, историк Гасанов М.Р. и бывший глава села Хучни Магарамов.

Исаев: Уважаемый Нурмагомед. То что пишете что Первый табасаран появился в Дербенте в 19 веке- эта чужая статья. Я делал опровержение.

Исаев: В Табасарань же имам послал письма, уведомляя преданных ему мулл — Хан-Магомета чуйменского и Кирима ханаглинского, с которыми все время не прекращал переписки, что вышлет в помощь населению четыреста мюридов для нападения на селение Карчаг. Табасаранские беки очень рады были этому обещанию и вновь отправили послов к Авдурзах-бек-кадию, прося его присоединиться к ним — на что не встретили теперь никакого противоречия. Опасаясь совершенно основательно за целость Дербента, и. д. коменданта майор Васильев просил Миклашевского прибыть скорее на помощь, но Миклашевский нашел его опасения преувеличенными и, следуя предписанию Панкратьева, 15-го августа вступил в с. Зейхур, чтобы на утро следовать далее в Шемаху. 23-го августа он уже был у караван-сарая Алты-Агач.

исаев: Название Албания дано римлянами после нападения таваспар на римский лагерь на территории Грузии. А название Албания дано государству-союзу, и причем впосле встречи римлян с таваспарами, а не утиями.

исаев и. р.: Шейх-Мухаммад из Ханага – сподвижник имама Шамиля В ходе длительной борьбы горцев Северного Кавказа против колониального гнета царизма и местных правителей в 20-60-х гг. XIX в. из среды горских масс выдвинулась целая плеяда организаторов и предводителей борьбы народа. Одним из них был мулла Шейх-Мухаммед из табасаранского аула Ханаг, входящего вместе с селами Джидживарик, Пилиг, Ругуж, Хурик, Цантиль в Хурикское сельское общество Северного Табасарана. По устным данным, он родился в начале XIX в. и происходит из тухума «Маллияр», предки которого, по преданиям, переселились из Сирии. Как представитель местного духовенства, Шейх-Мухаммед пользовался большим влиянием не только среди жителей табасаранских аулов, но и среди населения соседних владений. Имеются сведения, что он неоднократно встречался с Мухаммадом Ярагским в период его пребывания в табасаранских аулах. Несмотря на процаристскую ориентацию некоторых владетелей, Табасаран был одним из активных очагов антиколониальной и антифеодальной борьбы горцев. 18-19 июня 1831г. кайтагцы и табасараны атаковали 6 рот Апшеронского полка с 4 орудиями и частью милиции, следовавшими под командой майора Авраменко из Закавказья на пополнение отряда генерал-майора С.В. Каханова. Восставшие под руководством прапорщика Гассан-бека, сына бывшего майсума, заняли почти весь Табасаран. Полковник Миклашевский с отрядом выступил против повстанцев и 22 июля при селе Сиртич нанес им поражение. 24 июля царские войска разорили село Чалак, а 25-го выбили жителей Табасарана с позиций на скалистых высотах Каркула. Потери восставших составили 150 человек убитыми и раненными; с российской стороны был убит и ранен 21 человек. Как вытекает из источника, «с 1851 г. Шамиль имел в Табасаране и Кайтаге весьма много приверженцев и где его агенты неутомимо и с ощутительным успехом действуют в пользу мюридизма». Несмотря на то, что царские генералы все теснее сжимали кольцо вокруг восставших горцев, борьба жителей то в одном, то в другом регионе разгоралась все сильнее. К таким регионам относился и Табасаран. «Мюридизм в Табасаране,– говорится в документе, – пустил настолько глубокие корни, что даже неудача Хаджи-Мурата и уничтожение партии Бук-Магомета не могли охладить всегдашней готовности жителей к новой борьбе». В табасаранских аулах одно за другим происходили волнения. Известно, что волнение в Кайтаге и Табасаране, начавшееся в конце 1853 г., еще сильнее разразилось в начале 1854 года. Издания, посвященные борьбе горцев против царизма, пестрят сообщениями о том, что Мулла Шейх-Мухаммед объявил себя наместником имама в Табасаране и стал во главе этой борьбы. Он призывал на борьбу жителей как Табасарана, так и Кайтага. Одним из центров восставших был узденский аул Гасик. О восставших жителях Табасарана автор сочинения XIX в. писал: «Слепо подчинившись воле Шамиля, – они сделались фанатиками мюридизма, распространяемого муллою Ших-Магометом – человеком весьма влиятельным в крае. В первой половине 1855 года средоточием всех мюридов в Табасаране явилось селение Гасик; здесь

исаев и. р.: собирали народ, приводили его к присяге на верность Шамилю и вновь принятому учению, отсюда же рассылались воззвания и в другие общества». Мулла Шейх-Мухаммед призывал всех жителей Табасарана объединиться против царизма, надеясь при этом и на помощь со стороны имама Шамиля. Во многих табасаранских аулах сторонники Шейх-Мухаммеда формировали отряды желающих стать мюридами Шамиля. В борьбе с колониальным режимом Шейх-Мухаммед действовал с преданными лицами Тагиром-Хаджи из Губдена, Неджеф-Кули из Дербента. «Губденский беглец Тагир Хаджи и дербентский абрек Неджеф Кули, - пишет Е.И.Козубский, – совместно с муллою Ших-Магометом, жителем Табасарани, имевшим на народ большое влияние, собрали до 300 последователей шариата, стали собирать подать в пользу Шамиля и, волнуя народ, просили его неоднократно о присылке помощи». Волнения в Табасаране заставили царских властей принять необходимые меры по их подавлению. Против восставших во главе Шейх-Мухаммедом были двинуты значительные военные силы. «Чтобы не дать волнению разрастись, князь Орбелиани двинул весною в Табасаран отряд; тогда жители, смущенные и устрашенные появлением наших войск, вышли с изъявлением покорности, присягнули на верноподданство, поклялись жить спокойно и не принимать к себе мюридов Шамиля». Однако это не означало, что восставшие покорились царским силам. Это было лишь передышкой для дальнейшего сопротивления. Руководитель повстанцев Табасарана Шейх-Мухаммед поддерживал связи с имамом Шамилем. Летом 1855 г. Шамиль прислал в Табасаран губденского беглеца Тагир-Хаджи и дербентского абрека Неджеф-Кули с небольшими партиями. Они обнадежили Ших-Магомета в присылке новой, более сильной помощи из Аварии». Царское правительство решило против восставших направить значительные силы во главе с генералом князем Орбелиани, который считал наилучшим временем проведения карательной экспедиции в Табасаране глубокую осень и зиму – чтобы горцы из-за холодов в течение длительного времени не могли скрываться в лесах и других укрытиях. В конце октября 1855 г. начались активные действия царских сил: операционной базой был избран аул Марага, где был сосредоточен отряд в числе 7-ми батальонов, 11 сотен конниц и 8 орудий. Тем временем Шейх-Мухаммед укрепился в ауле Ханаг и Ругуж и решил упорно защищаться со своими приверженцами. Царские войска несколькими колоннами двинулись к аулу Ханаг, генерал-майор Манюкинс главной колонной из 5 батальонов направился по дороге, ведущей к аулу Хурик, а колонна под командой полковника Ракусы двинулась на аул Ругуж. Наступление таких громадных сил заставило жителей Ханага и Ругужа отступить. Перед отступлением они подожгли свои дома. А Шейх-Мухаммед вынужден был отступить в Урчамильский магал Верхнего Кайтага. Царские генералы против местных жителей использовали численное превосходство. Встречая упорное сопротивление на своем пути, они заняли аулы Хурик, Кужник, Ханаг, Ругуж и др., вырубили и сожгли большой лесной массив вблизи аула Пилек.

исаев и. р.: Тем временем генерал-лейтенант князь Орбелиани объявил табасаранам, что «войска останутся в их земле до тех пор, пока не будут прорублены в лесах просеки, что аул Ханаг и Ругуж – главные притоны всех мюридов Табасарани – войскам разрушать до основания; остальные же аулы будут пощажены, при условии возвращения в свои дома жителей и принесения ими безусловной покорности». Видя бегство Шейх-Мухаммеда и потеряв надежду на помощь от Шамиля, табасараны обратились к князю Орбелиани с просьбой разрешить возвратиться в свои дома. Генерал-лейтенант князь Орбелиани решил, что цель экспедиции достигнута, и наместником Табасарана он утвердил капитана Айди-Кади. Несмотря на это, жители Табасарана и в последующие годы продолжили борьбу против колониального гнета царизма и местных угнетателей.



полная версия страницы