Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА (продолжение) » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА (продолжение)

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 141, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Исаев И Р : Табасаранские Загадки Очень большое место в духовной культуре табасаран занимает загадки. Они имеют свои собственные художественные ценности. «Малик Гасанов в своей книге «Жемчужины слова табасаранского народа» отведено табасаранским народным загадкам внушительное место (о природе и о ее событиях, о разнообразных насекомых, о людях, о жизни семьи, о диких и домашних животных, об утвари, о знаниях, о культуре). Загадки, один из литературных форм в фольклоре укоренены с давних времен. Если пословица имеет законченный смысл, то загадка принуждает мыслит, менять направление речи, призывать к ответственности. Например, «Спешащая река к морю не дойдет», «Если стерпеть, как горы ненависть, станет таким маленьким как пшеничное зерно», «Посмотрев на цвет, не возможно определить вкус» - данная в этих поговорках мысль, законченная. «Дургъунагъ - Загадай-ка» и «Адугъай – дугъай - Выискивайте - учитесь» В начале загадок используются слова: «Йиз дубгъай – Мое учитесь». Любимая тема табасаранских загадок – это мир, природные явление, движение, нескончаемые небеса, высокие звезды, всем нужное солнце и луна, дождь. Например, -«Сам чужой, тело - майдан» - Ковер. - «На одной оси два цесарки» - Ножницы. -«Сам деревянный, а лицо железный» - Ковровый инструмент, при помощи которого уплотняют узелки - «В одной семье один колхоз» - Семья пчел». -Внизу – ад, наверху – фруктовое многообразие, волчок. (К1анакк - к1ару жегьеннем, зиин - нази нимет, чархи фалек.) – Жернова. По своему предназначению загадки делятся на две большие группы: 1. Загадки материального характера 2.Загадки духовного характера. - Сам круглый, как вата мягкий, со скалы бросишь, – не разобьется. (Учв гергмиб, бамбагси гъюдлиб, гъарзлан ипишра дюрюбгъруб.) – Колобок нитки. А вот примеры духовности загадок: - Мать правильная, отец неправильный, сестра очень красивая, брат дурной (в смысле дерущийся). (Баб дишир, аба гъац1аркур, чи лап уччвур, чве деллур.) – Лоза.) Продолжим примеры духовности: - Днем – бездельники муллы, ночью – под игом находящиеся рабы. (Йигъну - ляхин адру амрар, йишвну – зулмикк ккайи лук1ар.) – Постель. - Беспрерывно бегут, всегда на одном месте остается. (Сикин дарди жаргъуру, гьарган сабишв’ин гъузру.) – Шаламар - Лапты. - Ни рта, ни зубов – укусы змеиные. (Я ушв алдар, я сппар адар – бит1руси ап1уру кьац1ар.) – Крапива. В составлении загадок, духовная культура табасаран позволяла использовать и времена года. - Один другого меньше, зимой спокойны, летом шустры. (Сарт1ан сарун биц1иди, кьюрдну сикинди, хьадну дириди.) – Пальцы. - Похожий на воду, зимой не замерзающая. (Штуз ухшар вуди шмиб, кьюрдну зат миркк дибрисруб.) – Нефть. - Зимой маленькая, летом полненькая. (Биц1и шулу кьюрдну, ац1у шулу хьадну.) – Река. - Зимой ветшает, летом обновляет. (Кьюрдну шулу йирси, хьадну – хъана ц1ийи.) – Дерево. - В год один раз выбрасывает, когда осень собирает. (Йисан сабан гат1абхьуру, чвул гъафиган уч ап1уру.) – Зерно. Использование ковчега завета, т.е. сундука и ее использование в осуществлении необходимых обрядов стало традиционно культурным объектом: - Можно положит в сундук, на гвоздь не повесишь, потронешь ковыляясь убежит, ударишь тотже разбивающееся. (Сункьиъ ивуз шлуб, ккумрик кебхуз даршлуб, кучган жинагъси жабгъуру, гъивган дишлади уьбгъюру.) – Яйцо. - В сундук не уложат оно, но на стене висящим оно бывает, если положит палец на язык, всех оглушит. (Сундкьиъ ивурдар думу, хъа ккумрик кебхну шулу, т1уб иливган мельзниин, Ибар кар ап1ур варидин.) – Ружье. Традиционно сложилась, что много загадок загадывали, используя части человеческих и животных тел: - Рук нет, ног нет, но сразу же открывает двери. (Хилар хьадар, ликар ккадар, амма дишла т1аъру раккнар.) - Ветер. - Два копыта, шесть ножек, на спине хвост. (Кьюб ширк1, йирхьуб лик, кьял’ин рижв.) – Тарелочные весы. Загадки сопоставление: рано – поздно: - Самый поздно листья, распустившись, самый рано плод дающий. (Варит1ан кьанди к1аж дап1ну, варит1ан ухди бегьер тувруб.) – Тутовник. Загадки, используя животных: - Красный бык стоит, а голубой бык бежит. (Уру йиц дийибгъну а, хъа ук1у йиц жабгъура.) – Дым, огонь. Возьмем эту загадку. Почему здесь использовано именно бык, а не какое либо другое животное? Казалось бы, бык никакого отношение не имеет. Как раз здесь отражается традиционную культуру народа, которая состояла в том, что до начала нашей эры табасаранский народ, по велению Всевышнего, до первого Его прихода на землю Он велел Своему народу, за грехи жертвовать животных, в том числе и быков. Быка красным считали уже принесенный в жертву: во-первых, потому что испустили кровь и этой кровью окропляли жертвенник; во-вторых, туша быка горел на жертвеннике красным огнем. Загадки сопоставления утро – вечер: - Утром – вечером длинная стрела, в обеденное время тупые горбики. (Гвач1ин-хябяхъ ярхи ч1имир, лисун вахтна хъунти ч1веэр.) – Тень. Из этой загадки видна, на какой по рельефу местности жил народ. Загадки составляли, используя цвета: - Сам зеленный, колена белые, вшивая ящерица. (Учв чруб, чиркар лизиб, ницрюх чурчул.) – Конопля. - Сам черный, палец – палка, веревка – кончик. (Учв к1аруб, т1уб т1ул, т1ил – п1ип1.) – Мундштук. Очевидно, что такие загадки загадывались в досуге и они относятся к загадкам скороговоркам. Металлы: - Цвет небесный, золотая шея. (Завринсиб ранг алиб, гъизилин гардан хъайиб.) – Голубь. Обратите внимание и на эту загадку, сколько здесь скрытого смысла: Небеса, золото, голубь - не вообразимо! Растений: - Сердце деревянный, тело, одежда – травяной. (Юк1в гак1влин ву дидин, жандак, палтар – ук1арин.) – Стог. Эта загадка составлена так чтобы в него вошли и растение и части тела, т.е. смешанно. Такого рада загадок у табасаран встречается очень много. - (Юкьуб тереф гьюл вуди, Гьюлин кьялаъ бит1 ади, Бит1ран ушвниъ ц1а ади, Ц1ира вардиз нур туври.) – Вокруг - море, в центре море – змея, во рту змеи - огонь, и огонь всем свет посылает. - Лампа. Культурной традицией является у табасаран составление загадок в стихотворной форме. Вышеприведенная загадка является тому примером. - (Учв лизиди, тупси гергми, Чаин варж гъат ккурттар алди, Гизаф хушлу вуйиб гъюраз, Хайирлу вуйиб хурагназ.) – Сам белый, как мяч круглый, на нем сто слоев одежд, очень приятный зайцу, для пищи нужный. – Капуста. Небесные тела: - (Ригъдиз гьарган маш ачухъди Либгуру, зигури чахьна. Хябяхъ вахтна к1ул шул исди Либгдар думу вазлихьинди.) – Солнцу всегда смеющееся лицо смотрит, притягивая к себя. В вечернее время голову опускает, не смотрит на луну. – Подсолнух. Разные загадки составляли про одну и ту же вещь, чтобы запутать разгадывающихся: - Без тела, с тремя ногами, на голове – папаха медная. (Жан алдарди, шубуб лик ккади, чан к1ул’ин йифрин бачук1 алди.) - Тренога для кастрюль. - На нем всегда тяжесть, а сам – тяжесть для костра. (Чан зиин гьарган ал гъагъ, хъа учв гьарган ву ц1из гъагъ.) - Тренога для кастрюль. - Середина белая, длиннее чем Земля, бока никак не соприкасающаяся. (Кьял лизиб, дюньят1ан ярхиб, гъвалар чиб-чпик кудрурк1райиб.) – Дорога. - Сказать, что паутина – не возможна сгибать, сказать что кнут, не возможна бить, если постараться в кучу собирать, то не кончаемая. (Ир ву дупну биржуз даршлуб, гъирмаж ву пну йивуз даршлуб, гъварч ап1уру пну ккудудубк1руб.) – Дорога. - Под лапты и копыт находящийся, по полям и лугам проходящийся, людей заставляющий приветствовать. (Шаламарна шарк1арикк ккайиб, хярар-хт1улариантина гъябгъюрайиб, адмийирихьди чиб-чпиз салам тувуз гъитруб.) – Дорога. - Беспрерывно бегут, всегда на одном месте остаются. (Сикин дарди жаргъуру, гьарган сабишв’ин гъузру.) – Лапти. - Беспрерывно бежит, всегда на одном месте остается. (Сикин дарди жаргъуру, гьарган сабишв’ин гъузру.) – Прялка. Загадки по своему происхождению делятся на древние, средневековые и современные. К древним загадкам можно отнести следующие: - Одиннадцать месяцев отдыхающий, один месяц головы отрезающий. (Ц1усаб вазли рягьят ап1руб, саб вазли к1улар алдат1руб.) – Серп. - Бездонный, черный сосуд. (К1ан ккадру к1ару луху.) – Камин. - (Вари эллериз ву адлу, Дубхьна учв вардиз дадлу, Гъип1у касдиз дарман ву, Варит1анна ширин ву.) – Всем людям известна, всем он вкусен, съевшему – лекарство он, самый сладкий. – Мед. - В голубом небе горшок с молоком. (Ук1у завуъ никкдин чукка.) – Луна. К средневековым можно отнести: - Под головой отец, сыны спят над ним. (Даха к1уликк ккади чпин, баяр дахъну а зиин.) – Бревно перекрытие крыши. -Всех обновляет, а сам остается голым. (Вари ап1уру ц1ийи, хъа учв ву гьарган гъяц1ли.) – Сани. - В одном ремне тысячи братьев. (Саб ч1улиъ агъзур чве.) - Веник. Его цветки в небе, а урожай в земле. (Дидин кюкю завуъ а, бегьер к1уруш, жиликк кка.) – Картофель. А вот эти загадки относится к нашим временам – к началу ХХ века: - Не живой, не перестает говорит, как двадцать буйволов пашет. (Ч1ивиб дар – сикин дарди улхуру, къад гамшариси хут1ил ап1уру.) – Трактор. - Не имея рта, всем говорящее. (Чаин зат ушв алдарди, улхури шлуб вардихъди.) – Радио. - (Кяляхъ ярхи т1урин хъади, К1албар жихриз ухшар вуди, Нурар рагъуру дюньяйиз, Хуш’валар хури эллериз.) – Сзади длинная веревка, похож на грушу, светит всему миру, приятности народам приносит. – Лампочка. - «Лизи майдандиъ илбигъурайи лизи миш» - В белом пространстве качающийся белый олень. – Тесто в тазике. - («Саб шириин йиц1икьюб каб» - На одной лозе двенадцать гроздей. Здесь ответом загадки указаны «год и 12 месяцев» - «Саб гьаригъ шубуб вич». - На одном дереве три яблоня. – Квартал и три месяца; «Шубуб мурччв алди ккибт1найи хал». - Висящая комнатка с тремя углами. – «Гьякал» - В новом доме висящий треугольный узор из разноцветных тканей. В этих разгадках вскрыта очень удивительная духовность народа. Триединство в традиционной культура табасаран всегда выражается Божественность. Это действие Бога на земле в трех личностях – в Отце, в Сыне и в Святом Духе. Традиционно в духовной культуре табасаран белый цвет, пространство, лоза, одно, три, двенадцать, дерево, яблоня, комната – эти вещи, относящиеся к Божественности) – из этих нескольких загадок видна, что как они раскрывает этот удивительный по своей красоте мир перед детьми, в его эпизодах, в его цветах, в его житейских ситуациях и проблемах. Метафора, олицетворение – эти художественные категории для загадок очень присущи. - «Наана гъябгъюрава, насси бяхъяй? – Гьариз гъябгъюраза, вяхвяхяй». - Куда мчишься, насси бяхяй? – В лес иду, вяхвяхяй. – Топор и река; - «Сари к1уру: «гъябгъюрхьа», кьюбпибди: «илдигъунхьа», шубубпибдира: «ккалакьунхьа». - Один говорит: «идем», второй: «перевернулись», третий: «шевельнулись». – Река, камни в реке, тростник на берегу. – в этих загадках ясно видно, как искусно и живо, зная художественные нормы, табасаранский народ оживляют неодушевленные предметы природы.

Исаев И Р : Еще в конце 1826 г. Нох-хан явился в Табасаран. Он вместе с Заалом (сыном убитого Абдулла-бека Ерсинского—Д. Г. А.) развернул агитацию среди табасаранцев. Подстрекаемые ими некоторые табасаранские беки стали совершать набеги на транспорт, следовавший от Самура до Дербента. Посланный для усмирения Табасарана отряд подполковника Дистерло не смог покорить верхний Табасаран, а большинство жителей нижнего приняли присягу на верность России. После ухода русского отряда из Табасарана (январь 1827 г.) Нох-хан стал распространять в Табасаране вышеупомянутое воззвание персидского шаха. Он пустил слух, что «русские войска разбиты персиянами и лишены возможности повлиять на Дагестан». В то же время в верхнем Табасаране находился его сын Махмад-хан. Нох-хан стал агитировать аварцев и других жителей высокогорного Дагестана. В конце апреля 1827 г. Нох-хан намерен был отправиться через Кубачи в Каракайтаг для разорения теркемейских деревень, принявших русскую сторону. Но их замыслы остались неосуществленными. Навстречу им выступил Аслан-хан со своей милицией. Мятежники вынуждены были отступать в Аварию. В августе 1827 г. Табасаран возобновил присягу на верность России. Тем временем прибыл в Дагестан Умалат-бек с 12 тыс. туманов (120 тыс. руб.) от Аббас-Мирзы для найма ополченцев. Умалат-бек и Нох-хан распространили среди горцев Северного Кавказа письмо, полученное из Тавриза от пребывающих там дагестанцев и чеченцев (июль—август 1827 г.). Содержание его сводилось к следующему: посланцы Дагестана и Чечни в Иране «обласканы шахом и шах-заде», им преподнесены ценные подарки и халаты, обещаны «казна и милости». Письмо заканчивается призывом «стараться возжечь огонь войны против неверных»7‘1. Однако известия с фронта военных действий положили конец колебаниям в горном Дагестане. Джарцы, куда прибыл с отрядом Махмад-хан, уклонились от его поддержки. Между тем 35 семейств гумбетовцев приняли российское подданство в 1827 г. Так потерпели крушение в 1827 г. планы сепаратистов Дагестана и сопредельных стран Востока поднять население края на «священную войну». Жители Карахского общества, где пребывал Нох-хан, под давлением русских вынудили его покинуть пределы своего общества. Вскоре он скончался. Махмад-хан сбежал в Персию вслед за царевичем Александром71.В начале 1828 г., как отмечается в источнике, «персидские агенты уже не везде встречают сочувствие, а некоторые общества их и вовсе не принимали». Сюргинцы, отмежевавшиеся в 1826 г. от России, раньше всех примирились с русскими. В этих условиях сын Абдулла-бека Ерсинского Заал просил прощения у русских и т. д. Поэтому неправы буржуазные историки, которые, преувеличивая события, утверждают о «повсеместных антирусских восстаниях, якобы имевших место среди мусульман Кавказа в период русско-иранской войны 1826—1828 гг. Так, М. Аткин, не утруждая себя доказательством, пишет, что во время второй русско-иранской войны мусульманские народы пограничных с Грузией областей «… сражались очень мужественно против русских; они даже вырезали русские гарнизоны в некоторых местах»72. …Так, сын Абдулла-бека Ерсинского Заал, правитель Кайтака Байбал-бек и некоторые другие благосклонно относились к антирусской пропаганде. Но в мае 1828 г. сын бывшего майсума Табасарана сам явился к русским с просьбой о помиловании, а Каракайтак отказался от их поддерж¬ки131. …Полковник Табасаранский Абдул-Бек. Абдул-Бек Табасаранский Дата рождения 15 декабря 1870(1870-12-15) Дата смерти 19 марта 1918(1918-03-19) (47 лет) Место смерти Баку Принадлежность Российская империя Род войск Кавалерия Годы службы 1889-1918 Звание Полковник Командовал Осетинский конный дивизион Сражения/войны Русско-японская война Первая мировая война Награды и премии Абдул-бек Табасаранский (15 декабря 1870 - 31 марта 1918) - российский военачальник, полковник. Содержание • Биография • Ссылки Биография Родом из беков Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области. Образование получил в Бакинском реальном училище. В службу вступил 24 августа 1889 года вольноопределяющимся в Переяславский драгунский полк. Окончил Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище. Выпущен в 41-й драгунский Ямбургский полк. С 1891 года - корнет, с 1895 года - поручик. В 1900 году - Штабс-ротмистр. С 1903 года - Ротмистр. С 16 апреля 1904 года прикомандирован к 2-му Дагестанскому конному полку, переведен в Подъесаулы. В составе полка участвовал в русско-японской войне. За боевые отличия повышен до Есаула. 12 января 1905 года был ранен в бою. С 1906 года - Подполковник. Участник Первой Мировой Войны в составе 2-го Дагестанского конного полка. С 1914 года - полковник. С 9 декабря 1915 года по 18 мая 1917 года - командир Осетинского конного полка. Расстрелян в Баку отрядами дашнаков в марте 1918 года.

Исаев И Р : Согласно П.К. Услару, в 1812 г. территория Кюра, бывшая в составе южного Табасарана, была приобразована русскими властями в Кюринское ханство.


Исаев И Р : Предписанiе ген. Тормасова ген.-л. Репину отъ 27-го апреля 1809 года, № 44 Усмотревъ изъ рапорта вашего къ предместнику моему, подъ № 272, что Табасаранскiй владелецъ Мамед-кади принялъ во владенiе свое Ших-Али и позволяетъ ему жить у зятя своего Абдулла-бека въ дер. Эрси, я поручаю в. пр. отъ имени моего написать, что таковой его поступокъ совершенно противенъ обязанностямъ верноподданнаго и что онъ лишиться жалованья Всемилостивейше ему определеннаго, если тотчасъ не выдастъ его Россiйскому въ Дербенте начальству, имея все способы къ тому, чтобы его схватить, и сверхъ того можетъ навлечь на себя справедливый гневъ Е.И.В.; напротивъ-же того, если онъ выполнитъ данную имъ присягу на вечную верность Всероссiйской Имперiи и покажетъ опытъ усердiя своего выдачею Ших-Али, то можетъ получитъ отличiе и примерную награду отъ щедротъ Е.И.В. Поручаю вамъ также подтвердить Дербентскому коменданту полк. Адрiано, чтобы и онъ съ своей стороны принималъ все меры къ его поимке.

Исаев И Р : Великое расселение народов гаплогруппы R1b на Земле. Этногеографическое распределение Европа Современная концентрация R1b максимальна на территориях, связанных с кельтами: в южной Англии около 70 %, в северной и западной Англии, Уэльсе, Шотландии, Ирландии — до 90 % и более, в Испании — 70 %, во Франции — 60 %. По видимому она связана с докельтским субстратом, поскольку высока её концентрация и у не кельтов басков — 88,1 % и испанцев — 70 %. Кроме того, известно, что, например, строителями Стоунхенджа в Англии было население, обитавшее на острове до прихода кельтов. У соседних народов концентрация данной гаплогруппы падает: у итальянцев — 40 %, немцев — 40 %, норвежцев — 25,9 % и других. У народов Восточной Европы она встречается ещё реже. У чехов и словаков — 22,6 %, поляков — 12,6 %, латышей — 10,5 %, венгров — 17,3 %, татар — 14,7 %, эстонцев — 9 %, литовцев — 5 %, белорусов — 4,2 %, русских — 6,8 %, украинцев — 5,2 % . На Балканах — у греков — от 13,5 %, словенцев — 21 %, албанцев — 17,6 %, болгар — 17 %, хорватов — 11,7 %, румын — 13 %, сербов — 9,6 %, герцеговинцев — 3,6 %, боснийцев — 2,4 %. Кавказ На Кавказе найдена у табасаранов до 40 %, осетин-дигорцев — по разным данным до 43 % . Среди армян Сюника и Карабаха процент представителей гаплогруппы R1b выше — превышает 40 %. Урал За пределами Западной Европы высокая концентрация данной гаплогруппы встречается лишь у некоторых популяций башкир (бурзян, гайна и др.) — до 87 %. что, возможно, связано с присутствием до тюркского субстрата, а могут башкирские варианты, наоборот, быть исконной тюркской гаплогруппой, пришедшей из Азии. У башкир высокие показатели как M269, так и M73. Азия На Алтае гаплогруппа R1b (субклад R1b-M73)- встречается у кумандинцев — 49 %. В Турции достигает 16 %, Ираке — 11,3 % и в других странах Западной Азии. В Турции у турок — 21 %. В Центральной Азии обнаружена, в частности, у туркменов — 37 %, узбеков— 21,4%, казахов (в основном у кыпшаков)— 5,6 %, уйгуров (тюркское племя) — 17,2 %, Африка У камерунцев-мандара до 65 %, у алжирских арабов из Орана — 10,8 %, тунисских арабов — 7 %, алжирских берберов — 5,8 %, в Марокко — около 2,5 %, у арабов Египта — от 1 % до 7 %.

Исаев И Р : Пословицы и поговорки с упоминанием единиц измерения: (сведения о старинных единицах измерений, которые раньше применялись в селе Туруф, а также табасаранские пословицы, поговорки, в которых они упоминаются) КучIлин швтушв йицIикьюб сеъ шул. Ляхнихьан бахтнахьна юкьуб чIиб. Адми аьгъю апIбан бадали, дугъахъди швтушв кьил дипIну ккун. Сеъ йивну швтушв ккитIибкIну. ШвтушвартIан сеэр аьхю духьна. ГучIбан швтушв – юкьуб сеъ. Сеъдинуб апIуру, швтушвин хътипIуру. Дугъан машнагъ саб сеъ дукI гъябхьиш, саб ударра гъядрабхьур. Саб гамуш дабхъру йишван кьимат – саб гамуш. Ебцну чIиб алдрур, чIибкьну гъурд алдрур. Дусиш гъурд алдрур, гъудужвиш чIиб алдрур. бакъач – деревянный ковш Единицы измерения сыпучих тел Единицы измерения жидких тел: гирванка – мера, равная 400 г черек – «пять гирванка» = 2000 г гьацI черек = 1000 г (1 кг) четвер = 3 литра луху –деревянное ведро челег – бочка: сеъ – мера, равная 2,5 кг гьашв = четыре сеъ (10 кг) 6 сеъ = 1 такъач 8 сеъ = 1 швтушв (20 кг) 2 такъач = 1 ребе (30 кг) 24 сеъ = 1 къапан (60 кг) шагьад – приблизительно 0,5 сеъ Для измерения сыпучих тел использовались и такие меры: миъ – пригоршня карк – горсть шутIам – щепотка Единицы измерения длины: черек – расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами чIиб – расстояние между вытянутым большим пальцем и мизинцем 2 чIиб – гъари (саб икI) = 0,5 м хличч – расстояние от локтевого сочленения до вытянутого среднего пальца мужчины среднего роста = 50 см пять сжатых кулаков и два пальца составляли 50 см. гагь – ширина 4 пальцев гам – в среднем 60 – 70 см. лент = 2 метра. уьбечч – расстояние между отметками (бороздами) вспаханного поля для определения количества засеваемой пшеницы, равная приблизительно 10 м. Расстояние измерялось и длиной пройденного в определённое время пути: сад йигъан гъягъру рякъ, гьацI йигъандин рякъ. Мерой служило и время: йигьаг убхьру вахт. Пахотную землю измеряли количеством мерок засеваемого зерна или же временем, затраченным на посев. Мерой земляных участков служил участок земли, вспахиваемый двумя волами, впряжёнными в деревянный плуг. Маленький участок измеряли совсем оригинально: саб гамуш дабхъру йишв; дажи дибгъру йишв. Мерой для сена служили также гъагъ, гюъ, эпел, хара.



полная версия страницы