Форум » Вопросы по форуму » ГУННЫ » Ответить

ГУННЫ

Исаев И. Р.: ГУННЫ Как верно сказал Виктор Гюго:«Герб для, умеющих разбирать его есть и алгебра, и язык. История второйполовины Средних веков написана в гербах…». И с ним можно согласиться: лжецыпереиначат текст, придумают новый народ, новую страну, но есть то, пред чем ихвласть бессильна, это – правда, скрытая в символах и знаках Времени. Гунны в период их появления навостоке Европы не представляли политической целостности. Их вторжение былоширокой миграцией относительно слабо связанных между собой частей одногоэтнолингвистического массива. Европейскую историю гуннов делятна 4 этапа: нашествие гуннов в южнорусские степи (200-220гг.); образование игосподство гуннского племенного союза в Северном Причерноморье (378 - 445 гг.);держава Аттилы в Паннонии (Венгрия) (445 - 454 гг.); распад гуннскогоплеменного союза (454 - вторая половина V в.). Около 371 г. гунны подпредводительством Баламбера и при содействии алан "внезапным натискомворвались в обширные и плодородные земли Эрманариха", расположенные междуДоном и Дунаем. Они проникли сюда двумяпутями: переправившись через Дон(Танаис) и через Керченский пролив и Крымский полуостров. Гунно-готская война длилась околопяти лет. Германарих "долго пытался удержаться твердо и прочно", но,не надеясь на успех в борьбе с гуннами, покончил жизнь самоубийством. Готскийсоюз распался, некоторые племена (росомоны) перешли на сторону врага, другиебежали в 376 г.в пределы Восточно-Римской империи. Преследуя их, гунны дошли до Дуная иразрушили несколько пограничных римских городов, но не стали продвигатьсядалее, т.к. следовало навести порядок на вновь покоренных территориях. В 395 г. гунны устремилисьдвумя потоками на земли Римской империи. Один прошел через Фракию в Европу, адругой - через Кавказ в Малую Азию и Сирию. Вторжение поразило восточные провинции. Гунны "произвели невероятное избиение людей и все наполнили резней и ужасом". Весной 396 г. они вернулись в Предкавказские степи через Дербентский проход. Аттила после убийства брата в 445году стал единоличным повелителем гуннов. Большинство исследователей считают,что ему подчинялись все гунны, как западные, так и восточные, являвшиесянеисчерпаемым резервом для завоевателей. Азово-Каспийское междуморье с30-х гг. V в. входило в сферу влияния державы европейских гуннов. Значительнаячасть племен признавала верховную власть Аттилы лишь номинально. Борьба сплеменами, обитавшими внутри "Скифии", составляла постоянную заботу"царского рода" гуннов. Одновременно Аттила своими набегами напровинции Западной Римской империи держал ее в постоянном напряжении. Однако в451 году его войска в сражении с ромеями на Каталаунских полях потерпелинеудачу. Первая встреча Церкви и гуннов состоялась в V веке, когда Римскаяимперия, разделенная на Восточную и Западную, была уже христианской. К этомумоменту во главе племен стал легендарный Аттила. Он сумел не только сплотитьсамих гуннов, но и привлечь на свою сторону германцев. И в 452 году, несмотряна поражение в одной из битв, он угрожает Риму. И только встреча римского епископаЛьва с Аттилой помогла избежать катастрофы. История свидетельствует, что междуепископом и Аттилой состоялась беседа, после чего вождь гуннов отказался отдальнейшего наступления и повернул назад. Через год он умер, а союз племенраспался навсегда. Часть гуннов вернулась в Азию. Неизвестно, что христианскийепископ сказал великому вождю, однако результат встречи свидетельствует сам засебя. Церковь восприняла это как чудо Божьего вмешательства, благодаря которомуРим получил отсрочку. Это была первая встреча азиатских кочевников схристианской Церковью. Смерть Аттилы в 454 г. явилась переломныммоментом в истории Восточной Европы. Иордан, пересказывая Приска,единственный описал смерть Аттилы и его похороны: Он взял себе в супруги —после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательнойкрасоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения иотяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла унего из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь посмертоносному пути через горло, задушила его. Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представлялопоразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннскогоплемени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был онположен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги.После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане«страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетаяпротивоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием.Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба — первыйиз золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. Для того же, чтобы предотвратить человеческоелюбопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому порученобыло это дело. Историки считают, что Ильдико — германское имя. Марцеллинпередал слух, что «разрушитель Европы» Аттила был заколот во сне неназваннойженой. Эта легенда нашла отражение в скандинавском эпосе в «Старшей Эдде»:сестра бургундского короля Гудрун убила своего пьяного мужа, короля гуннов Атли(Аттилу). Основные черты образа жизнигуннов У гуннов не было постоянныхжилищ, они кочевали вместе со своим скотом и не строили шалашей. Кочевали постепям, заходили в лесостепи. Совсем не занимались земледелием. Всё своёимущество, а также детей и стариков, они возили в кибитках на колёсах. Из-залучших пастбищ они вступали в борьбу с ближними и дальними соседями,построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик. Странным образом, совершеннопротивоположные свидетельства содержит «История готов» Приска Панийского,который посетил столицу Аттилы, и описал деревянные дома с прекрасной резьбой,в которых жили «гуннские» вельможи, и хижины местных жителей — скифов, вкоторых приходилось ночевать посольству в дороге. Свидетельства Приска являютсяполной противоположностью вымыслам Аммиана о том, что «гунны» боятся домов,будто проклятых гробниц, и только под открытым небом чувствуют себя уютно. Тотже Приск описывает, что войско «гуннов» жило в палатках. Гунны изобрели мощныйдальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делалсясоставным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками изкости и рогов животных. Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками,но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к нимкостяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывалсяв особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане заспиной воина справа. «Гуннский лук», или скифский лук (scytycus arcus) — посвидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, —считался очень ценной военной добычей у римлян. Флавий Эций, римскийполководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук навооружение в римской армии. Покойников часто сжигали, полагая, что душа умершего быстрее улетит на небо, если износившееся тело будетуничтожено огнём. С покойником бросали в огонь его вооружение — меч, колчан сострелами, лук и сбрую коня. Римский историк Аммиан Марцеллин,«крёстный отец гуннов», так описывает их: …всеони отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообщестоль чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей илиуподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов. «Гунны никогда не прикрываютсяникакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам илесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбинеони не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже несчитается безопасным спать под кровлей. …но зато, как бы приросшие ксвоим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на нихпо-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племениночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины,погружается в глубокий чуткий сон… В противоположность Аммиану,посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский так описывает гуннов: Переправившись через какие-то реки,мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромыАттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из брёвен и хорошовыстроганых досок и окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их не в видахбезопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Оногесия,также окружённые деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобнотому, как у Аттилы. Внутри ограды было множество построек, из которых одни былииз красиво прилаженых досок, покрытых резьбой, а другие - из тёсаных ивыскобленых до прямизны брёвен, вставленных в деревянные круги... Поскольку дружина у них состоитиз различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварскогоязыка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь.Италийскую — от частого общения с Римом Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали надругой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобывступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский законразрешает многожёнство. Каждый из присутствующих поскифской учтивости вставал и подавал нам полный кубок, затем, обняв и поцеловаввыпившего, принимал кубок обратно. О происхождении гуннов известноблагодаря китайцам, которые называли «хунну» (или «сюнну») народом, кочевавшимв степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы. Последние сообщения огуннах касаются не Аттилы и даже не его сыновей, а далёкого потомка Мундо,который служил при дворе императора Юстиниана. Связь времен и народов или маленькие комментарии кисследованиям современных ученых Около 200-226 годов в прибрежныерайоны Дагестана вторгаются полчища кочевников гуннов. Среди них находились ихазары, обитавшие в низовья; Волги и на Северном Кавказе. В конце второго 2 и в начале 3веков началась полоса Великого переселения народов.Широкая миграция на Северный Кавказ гуннских племен положила началообразованию, охватившей всю территорию региона, системы политических, социальныхи этнических связей… После опустушительных походов в 371 г. основные силы гунновушли через низовья Дона к Северному Причерноморью, а другая часть вернулась наСеверный Кавказ по Прикаспийским степям на юг. Кочевники совершали черезСеверный Кавказ в IV–V вв. опустошительные походы в богатые земли Закавказья иПередней Азии. Один из таких походов был совершен в 395 г. Приморская низменность такжеоказалась в начале III в. под властью гуннов. В источниках нередко под нимиподразумевался не только союз гуннских племен, но и входившее в его состававтохтонное население равнинного Дагестана. По имени гуннов район севернееДербента (наверное район имеет свое название) стал называться позже «страной гуннов», а население (название населения) Приморского Дагестана – гуннами, т.е. название «гунны» былораспространено и на попавших в политическую зависимость от них коренныхдагестанских племен. Появление гуннов севернее дербентского прохода привело ктому, что эти районы стали называться страной гуннов, или гъунарин вилаят, а ихнаселение гуннами. Да в действительностии по сегодняшний день и местность, и жителей населенных пунктов Табасарана: от с. Куштиль Хивского района дос. Кужник Табасаранского района - называют «гуннар», что в переводе означает«гъуннар». Постепенно гунны проникли выше Дербента на территорию Табасарана.Армянские источники называют эту область Страной гуннов, по-табасарански - «Гъуннаринвилаят», от горы Кваркул до горы Джуфдаг (Гуми, Кюряг, Ляхля и др). Территорию расселения гуннов«Армянская география VII века» («Ашхарацуйц») определяет точно: послеДербентской стены (начинается Табасаран) «севернее живут гунны, у которых городВарачан и другие города». Фавстос Бузанд (V в.) сообщает, что маскутский царьСанесан «собрал… все войска хонов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов,гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев, и егерсванов, инесметное множество других разношерстных кочевых племен – все множество войск,которым он повелевал». Читателю будет представлена Карта Северного Кавказа всередине 7 века. На этой карте не указаны эти племена. Эти есть союзы сельских общин Табасарана. Израссказа Моисея Каланкатуйского. В нём говорится, что албанское посольство напути к гуннам «достигло ворот Чора недалеко от Дербента» (село Чордаф ВерхнегоТабасарана расположено между двумя хребтами и представляет собой ворота, а район дальше Чордафа называется «гъуннар»),где и было радушно принято жителями города. Изучение религиозных воззренийжителей "страны гуннов" имеет большое значение для понимания сложныхпроцессов формирования идеологических представлений населения Северо-ВосточногоКавказа в раннесредневековую эпоху. Наиболее подробные сведения о религиигуннов Дагестана имеются в "Истории агван" Моисея Каганкатнаци.Несмотря на попытки распространения в Дагестане монотеистических религий,"Гунния" вплоть до конца Х в. оставалась языческой и оставила глубокийслед в жизни и в быту народов населявших в территориях захваченными гуннами. 1. Общественным святилищем была также дубовая роща. В каждом селеТабасарана (Арчуг, Кондик, Чувек, Ляхла и т. д.) и по сегодняшний деньсохранились священные дубовые рощи. Они выделены из сферы хозяйственнойдеятельности населения серией запретов, обеспечивавших их недоступность и сохранность. 2. Почитание сил природы. Одним из главных богов у гуннов считалсягромовержец бог Куар (в Табасаране - кьюркьлин ц1айир). Живые существа ипредметы, пораженные молнией, становились у гуннов священными. Бытует ипроклятие в Табасаране: «Кьюркьлин ц1а йивривуз» -«Пусть ударит тебя молния». Ещеодно интересное совпадение они поклонялись богу Тенгри, около села Сертил, естьсвятая гора Сенгри. 3. Обряды вызова дождя у населения Прикаспийского Дагестана. Данные об обряде вызова дождя иупоминание военно-религиозного обряда у населения Прикаспийского Дагестана всобытиях первой Кавказской войны Арабского халифата (40–50-е гг. VII в.) имеются у арабоязычныхавторов и в местной дагестанской хронике (Ибн Джумана, Ибн Кутейба,ал-Балазури, Ибн ал-Факих, ат-Табари, Ибн ал-Асир, Якут, «Дербенд-наме»). Содержаниеобряда вызова дождя рассматривал, по данным Ибн Джуманы, Ибн Кутейбы,ал-Балазури, Ибн ал-Факиха и Якута, А.Н. Генко (Генко, 1941), а на основе немецкогосписка ат-Табари – М.И. Артамонов (Артамонов, 1962; 2002). Привлечениедополнительной информации ат-Табари, Ибн ал-Асира и местного дагестанскогоисточника «Дербенд-наме» (Гмыря, 2002 в;, 2002 г; 2007 б; 2009)позволило восстановить его содержание и выяснить сущность. При проведенииобряда вызова дождя из языческого храма выносили гроб с мощами арабскогополководца, убитого в сражении за г. Баланджар в 652/653 г., и снимали с негопокров. Потом произносили языческое моление. Гроб, по данным ат-Табари«корзина», был, очевидно, сделал из жгутов растений. Главное действо этого обряда состояло вобнажении почитаемых костных останков на дневном свете под солнцем. Такиеритуалы должны были вызвать дождь во время засухи. В дагестанской хронике«Дербенд-наме» смысл обряда искажен – по данным автора, дождь должно быловызвать захоронение костных останков, что не соответствует традиционнымнародным верованиям. Другой табасаранский пир АбуМуслима - в скале Дадждин ликар (табасаранское "Ослиные ноги"), надручьем Яргиль-гъяр, в одном километре к северу от селения Яргиль (Хивскийрайон). Время возникновения неизвестно. Пир особенно почитаем в этой местности.По легенде, многочисленные отверстия в скале, по форме напоминающие следы копытосла, были пробиты копытами мула Абу Муслима или древком его знамени. Чтобы вызватьдождь, в отверстие наиболее округлой формы наливают воду из Яргиль-гъяр. Вверхнем Табасаране обряд вызова Дождя или Солнца имеет даже стихотворную форму: Вызов Дождя Вызов Солнца А гунны, гунны гунн Герей, А гунны, гунны гуннГерей Ригъар, вазар гьатинди, Маргьар, штар гьатинди, Маргьар, штар гьаминди. Ригъар, вазаргьаминди. 4. Обожествление огня в религии «страны гуннов» обозначено висточнике явственно. Автор отметил принесение жертв огню. В Табасаране с 12марта по 17 марта ежегодно отмечают праздник Эбелцан (Эвел ц1а-огоньдоисторических времен). Твердо можно сказать, что Эбелцан никакого отношения кНавруз- Байраму не имеет. Возникает вопрос почему? Потому, что весна вТабасаране начинается в конце апреля или в начале мая. Таких пиршеств, как при Навруз- Байраме не устраивают. Основнойпищей является сушеные ножки крупногорогатого скота, сваренные вместе с проросшей пшеницей (кьуйир). Во времяпраздника взрослые говорят детям (а детские игры и забавы — это прежние взрослыеобряды, так у всех народов): «Смотрите, ночью придет бабушка Эбелцан и лизнетвас языком». Когда дети засыпают, им мажут сажей лоб, щеки, живот, а подподушку кладут угощение. Утром дети убеждаются, что Эбелцан действительно приходилачерез очажную трубу. Очажная труба у всех народов мира — это вход из одногомира в другой. Наиболее древними богамитабасаранов, как и других народов мира, были олицетворяемые небесные светила -Солнце («ригъ») и Луна («ваз»). На основании мифов, записанных в различныхселах, Луна произошла от Солнца, это сын и мать (Межгюль), солнце - девушка,солнце - мать, луна - сын; сестра и брат (Чувек), солнце - девушка, луна -парень, друг за дружкой гонятся (Верхний Ярак). Мифы, объясняющие наличие пятенна лике луны, также многообразны. В незапамятные времена была битва междукосмическими богами, и пятна на луне - это раны, полученные ею в битве (Лака).Луна хвасталась, что она красивее солнца, а оно в сердцах ударило луну по лицукуском овчины («кьяр»), которым белят стены (Хив, Межгюль). Центральное место в культенебесных светил у табасаранов занимало Солнце - источник света и тепла, безкоторого невозможны достаток, изобилие урожая и приплод скота. Графически культСолнца отобразился в виде солярных (розетки, кресты, свастики, круги, ромбы ит. д.) и иных (например, в виде сюжета «бараньи рога») знаков, которые встречаютсяв наскальных рисунках, на фасадах жилищ и культовых сооружений, надмогильныхпамятниках, коврах, одежде, домашней утвари, хлебе. Среди персонифицируемыхатмосферных явлений следует назвать радугу, которая в разных селах имела своина¬звания: «Ярхи риш» («Длинная девушка») (Хив, Яргиль, Межгюль и др.), «Дерккуч1имир» («Лук и стрела») (в большинстве сел), «Гандирижв» («Ржавчина»)(Хустиль), «Северкан» (Лака, Хоредж), «Ч1емра хярар» (Кужник). 5. Сведения автора о жертвоприношениях священному огню в равноймере отнесены им и к священной воде (водам). Этот священный объект назван висточнике как в форме единственного числа («вода»), так и в форме множественного(«воды»). Вероятно, в религии «страны гуннов» священный объект вода выступал ив облике священных вод неба – дождей, и в облике земных источников – рек,водоемов, возможно, и моря. В действительности этот священный объект являетсяисточником единственного числа. В каждом селении Табасарана имеются священные родники – улин шид- вода от сглаза. 6. Сведения о священном дереве, священных деревьях и обрядахдревопоклонения занимают в источнике значительное место, они намного объемнееданных об иных культовых объектах. В авторском описании сущности религии«страны гуннов» ее население охарактеризовано как древопоклонники. Значительнаячасть информации Мовсеса Каланкатуаци о событиях христианизации содержит данныео культе главного священного дерева. В религиозных верованиях населения «страныгуннов» главным священным деревом являлся дуб), его размерам (это были высокиедеревья, а главное священное дерево отмечено, как громадное) и пышности кроны(густолиственности). В верхнем Табасаране основнымдеревом священных рощ является дуб, а священным деревом религиозного верованияявляется ореховое дерево. Все это вышеизложенное подтверждает о пребываниигуннов в Верхнем Табасаране. География расселения гуннов Таваспаран — самая крайняя,согласно Егише, областей Южного Дагестана — соответствует позднейшемуТабарсарану, находившемуся по соседству с Дербентом. Здесь же находились и«Северные врата Дербентские» или «Крепость у ворот ущелья Чора-Чордаф», иначе «Воротагуннов-Гъунарин вилаят». Васак Сюни в 451 г. щедрыми дарами и угрозами привлёк насвою сторону, по словам Егише: «…иберов, липнов и чилбов, ват, гав, гнивар ихырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горногои равнинного, всю неприступную страну гор». Таваспары упоминаются в"Истории Егише" в связи с событиями около 450 г., когда армянский князьВасак Сюни, перешедший на сторону Ирана призвал на свою сторону в борьбе сгуннами за контроль над "крепостью при воротах гуннов" (наверное Чор)в стене, перегораживающей проход через Кавказский хребет между владениямиалбанов и гуннов, «иберов, липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, ихечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного иравнинного, всю неприступную страну гор». Таваспары жили в Южном Дагестане,между Дербентом и р. Самуром. Артамонов полагает, что Таваспараном здесь названвождь Таваспаран. Да и как пишет Егише в Перс-Армянской войне, где таваспаранысражались против персов. Г. Ворошил утверждает, что Иранупришлось пойти на уступки армянам и даже привлечь к ответственности ВасакаСюни, которого между прочим, обвиняли в тайных связях с князем гунновЕраном. Иранские войска вновь овладелиукреплениями и областями, опустошёнными гуннами. В известии об этом Елишеперечисляет следующие области: алан (албан?), лепники (лбииов), джегбов,еджматаков, таварспаров. и хибиованов. «Больше всего, — добавляет он, —шаханшах горевал о разорении укреплений, которые персы с большим трудом построилина границе области гуннов». К.В. Тревер полагает, что«крепость, построенная Йездигердом» на границе между владениями албан и гуннов,— это крепость Бармак с идущими к морю заградительными стенами, находящаяся ксеверу от Апшерона, где горы близко подходят к морю. Это самая южная изкрепостей, заграждавших проход между горами и Каспийским морем. Однако из изложенных выше данных следует, чтограница с гуннами проходила значительно севернее этой крепости, где-то в районесовременного Дербента. Здесь же находились и «Северные врата Дербентские» или«Крепость у ворот ущелья Чора», иначе «Ворота гуннов». Опираясь на данные только МовсэсаХоренаци, можно заключить, что Баласакан находился в районе, прилегающем кКаспийскому морю, поскольку, проповедуя в Баласакане, он «многих (еретиков)наставил на путь истинный и немногих безвозвратно изгнал в страну гуннов», т.е. изгнал в расположенное к северу от Дарбанда (Табарсаран) царство гуннов(гъунарин вилаят). Елишэ пишет: «Но и против них онсобрал многочисленную конницу Ариев, закрыл и запер ворота их прохода, и вовсене давал покоя царю Персидскому, но посылал и призывал многочисленные отряды впограничную крепость Чора (Чордаф), провел полный набор в стране Иверов,составил войска Лпинов и Чилбов, (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсанеи hЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана—горногои равнинного, и крепостной стороны гор». Второе упоминание гуннов в текстеАгафангелу откосится ко времени царствования царя Трдата III (287 - 332), гдеговорится, что Трдат «силой изгнал» вторгшихся с Северного Кавказа гуннов. Этоже самое событие, видимо, более подробно отражено у Мовсеса Хоренаци, где, поего словам, Трдат «через земли албан» выступил навстречу вторгшимся с Кавказа,так называемым «северным народам». Однако в отличие от сообщения Агафангела,который называет врагов Трдата просто «гуннами» (хоны.) Чрезвычайная сложностьисторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горойнаречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабскихисточниках; еще больше осложнений вносит в историческую науку современныеученые. Не обязательно наверное быть ученым, чтобы правильно прочесть, чтонаписано в абзаце; (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсане и hЕчматаке,Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного,и крепостной стороны гор». А кто не понял объясняю: (провел набор) людей внаселенных пунктах…(собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного, икрепостной стороны гор». Карта. Табасаранский и Хивскийрайоны. Страна гуннов (Гъунарин вилаят). Древние источники называют этуобласть Страной гуннов, по-табасарански - «Гъуннарин вилаят» от горы Кваркул догоры Джуфдаг. т.е. от с. Куштиль Хивского района до с. Кужник Табасаранскогорайона. Населенные пункты: Вертиль(ЧIихтIил, ЧIиларин гъул), Ляхля (Уркъин, Хьаржакъ, НитIарикк), Яраг, Урга,Кулик (Хираригъ), Джули, Уртиль (Бечер), Халаг (Гьери), Ханак, Хурсатиль,Фурдаг, Кувиг (Аьхъмюкъ, "Кьул'ин", Жандукарин Гъюлягъишв), Сулантиль(АхьнитI, Суннар). Кужник (Уьрхлигъ, Жяргъяр, Кьилдик, Жякъиникьа, Ханбижар,Хинаъ, К1елдик, Мазайин хяр), Думурхил (ЦIунтIарин гьюлягъишв), ГЯРИГ(Гаргар-Гьаргъяр) (Кьява), Хурик.Разрушенные села: от с. Куштиль в стране гуннов (Гьювариъ - на юг, 1,5км.ГъямпIлин гъулахъ - на восток, 2км. Жвурдагъ - на восток, 2,5км. Гьяригъ - навосток, Зкм. Гъаз'ярин хутIларихъ - на северо-восток, 0,8км. Мяхълар - назапад, Зкм.) – в скобках указаны разрушенные села. Около с. Куштиль гора называется Тюркидаггун. Протекаютв стране гуннов реки: Тюркидаггун-недалеко от с. Куштиль на границе страныгуннов (гъунарин вилаят), Мухун, Ханаг Хивского района, Слово «Тюркидаггун»- «горатюркских гунн» в переводе с табасаранского на русский язык, а разве не в немзаключена - ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ- гунны тюркского происхождения. Село Ляхля. Ближайший город от с. ЛяхляДербент, (на восток) расположен в 90 км. От райцентра Хив до с. Ляхля грунтовая извилистаядорога с крутыми подъемами и спусками, которая составляет 18 км. Основано приблизительно 2000 летназад, вероятно потомками пророка Яхьйи (Иоанна Крестителя) Иоа́нн Крести́тель,Иоа́нн Предте́ча (ивр. יוחנן המטביל‎, Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии»;Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил[1]] — «совершающий ритуальное очищение водой»;греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής, Иоаннес о Баптистес, Ιωάννης ο Πρόδρομος, Иоаннес оПродромос; лат. Io(h)annes Baptista; араб. يحيى‎‎, Yaḥyā, يوحنا‎, Yūḥanna;6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайшийпредшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустынеаскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водахИордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиадыи её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась дажеатеистическими советскими учёными. В христианских представленияхявляется последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе,а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья), в христианскихарабских церквях — под именем Юханна (Юханна). В исламе мусульмане почитаютИоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророкаЗакарийи. В Суре 19 «Марйам» приводитсярассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мырадуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил,сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми триночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10). Спустя два года после рожденияЯхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, —и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [клюдям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и небыл ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда онродился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни»(Коран. 19:12-15). Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится вСуре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит обудущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников,который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39). Село Ляхла несколько раз был разрушенрелигиозными войнами. Около 500 лет назад село снесло вместе с оползнем. Итолько спустя 200-300 лет, на том же оползне, где сохранились могилы, вновьобразовали село с тем же названием "Яхья". В процессе языковыхизменений речи, село сегодня так и называется "Ляхля". Подтвержденияэтому, найденные в ущелье реки Рубас наскальные, до сих пор никому не известныерисунки, в том числе звезда Давида и т. д. Село Гуми Святые места: Ягьяйин гъала - дом- крепость человека по имени "Яхья".

Ответов - 7

Исаев И. Р.: Село Гюхряг Село Гюхряг расположено ввосточной части Табасаранского района. Оно было основано в 1964 году врезультате переселения трех сел - Экендиль, Уджук и Гюхряг, послеразрушительного землетрясения. На территории села (участокЧвараг) имеется священное место ПИР, где на камне высечена надпись 210 год поХиджре. а) сел. Ханаг-пашенное полеГъуннарии хут1ил (Пашня гуннов); б) сел. Тивак (Дюбек) - мельницаГъуннарин рягъяр (Мельница гуннов); в) сел. Хали (Халикент)- КоранГъуннарин кьур'ан (Коран гуннов); этот Коран весьма большихразмеров и высокочтим; за право присягнуть на нем платится по одному рублю впользу мечети. Коран до сих пор совер- шенно хорошо сохранился, на однойтолько странице виднеется кровавое пятно: кто-то дерзнул присягнутьложно, и глаз его немедленно вырвался и влепился в Коран; в виде припискиизложено все завещание последнего из гуннов; г) сел. Ургулик - пашенное полеГъуннарин хут1ил (Пашня гуннов); д) сел. Ляхла-медный котелГъуннарин йигьаг (котел гуннов), в котором будто бы можно сварить за раз мясодвух быков. Звезда Давида. Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‎— Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — эмблема вформе шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равностороннихтреугольника наложены друг на друга: верхний — концом вверх, нижний — концомвниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных ксторонам шестиугольника. Связь этого символа с именем царяДавида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности,измышление позднего Средневековья. История символа Гексаграмма — интернациональныйсимвол весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак вИндии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появилсяна Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфическиеврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем иБлижнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзовоговека (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, каки пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целяху многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например,семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что пентаграммаиспользовалась в качестве магического символа значительно чаще, чемгексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить средииллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магиии чародейству. Ещё тысячу лет назадшестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась наранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печатьСоломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем всинагогах. В средневековых арабских книгахпо магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистическихтрудах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государствКарамана и Кандара. Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг —красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины. Существует версия, согласно которой, лже-мессия Давид Алрой (Аль-Рои) и был тем, кто в XII веке превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода. В 1897 году Первый Сионистский Конгресс принял проект флага сионистского движения, в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве флага Государства Израиль. События 558 г. явились последней фазой эволюции гуннских племенных образований Северного Кавказа и привели кокончательному распаду последнего крупного гуннского объединения- тюркского происхождения. С крушением же на Северном Кавказе в первой половине VII в.господства Западно-тюркской империи здесь почти одновременно завершился процесс образования самостоятельного политического объединений –Хазарского каганата. Хазары остались только в истории?А куда делись гунны, которые вторглись в Табасаран «Страна гуннов- Гъунарин вилаят» в 3 веке? ВКрыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, народность, котораядумает, что она произошла от хазар. Только теперь современные хазары известныпод именем крымские караимы или караи. Крымские караимы - удивительная община,которая насчитывает всего около 2000 человек. Сами караимы это название нелюбят, и в официальных публикациях не употребляют в силу установки на своетюркское происхождение, но это название общеупотребительно в Крыму и сейчас. Караимысчитают «Чуфут-Кале» своим родовым гнездом и утверждают, что их община владелакрепостью, пользуясь автономией при всех правителях Крыма еще со временсуществования Хазарского каганата, когда в крепости укрывался последний хазарскийкаган, потерявший все другие земли. Караимы являются в соцветии тюркских народоводним из уникальных народов. Несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогдабыли большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический,культурный след в истории ... тюркских народов ...их древний язык жив и оночень близок современному алтайскому языку - это еще раз доказывает нашедревнее родство. (Президент Конгресса тюркских народов России Бронтой Бедюров) Происхождение.Принадлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Потомки караитов,входивших в гуннский и хазарский племенные союзы, частично смешались в Крыму ссармато-аланами и готами. Караимское вероисповедание «Путь на небо начинается с Земли»- «Йол кьоклерге башлана иэрдэн» Самостоятельная монотеистическаярелигия со своими традициями, догматами, иерархией, календарем. Базируется научении Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертие души, в пророков иоткровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Последователей учения Анана называюттакже ананитами. Традиции основаны на почитании нравственных заповедейСвященного писания, терпимости и свободе верующих в постижении канонов веры имудрости откровений сообразно своей совести, не полагаясь на мнения других.Мусульманство и православие покровительствовали караям, почитающим Магомета иИисуса Христа. Караи издавна чтили Единого Бога Неба – Тэнгри (Сенгри).Тэнгрианство (Сенгрианство) с его единобожием и верой в зависимость судьбы отпоступков человека, облегчило караям понимание нравственных положений ВетхогоЗавета и принятие учения Анана. Важными принципами вероучения караев являютсялюбовь к Богу и ближнему, почитание десяти заповедей и других нравственныхпредписаний Святого Писания. Вероучение основано на милосердии иблаготворительности. Заповедь о любви к ближнему воплощается в конкретные дела.Поступками и делами каждый без посредников несет ответственность перед Богом.Добрые дела - форма служения Богу –Тэнгри (Сенгри). Одной из сокровенных сторон древних верований являетсяпоклонение Тэнгри (Сенгри) у Священных Дубов. Как писал академик К. Мусаев,«караимы - один из тех народов, которым удалось донести до наших дней верованиядревних предков, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов,почитание неба – Тэнгри-Сенгри». Таким образом, караимы, исповедуяВетхий Завет, и признавая пророческую миссию Иисуса Христа (и, как увидимдалее, Мухаммеда), а талмудистов за отступников от истинной веры, считаютнедозволенным вступать с ними; в религиозное общение и не допускают брачныхсоюзов с ними. Талмудисты занимают в отношении их такую же позицию, а можетдаже и более непримиримую. В виду указанного влияния мусульманства на учениеДиана, естественно, что арабские ученые давно начали интересоваться караизмом иуже в средние века уделяли ему много внимания. Так арабский историк мусульманскихоскт Шахристани (XII в.) и знаменитый Макризи (XIV в.) высоко возносили имяАнана-ибн-Дауда, причем Макризи т.к'.казался, что появись Анан в эпохусуществования Иерусалимского храма то он несомненно был бы признан Пророком. Кто такие караимы? Религия, зародившаяся среди одного народа, со временем проникает и кдругим племенам и народам, распространяясь часто, среди народов не толькородственных, но даже совершенно чуждых, иной расы. Раньше село Вертиль было одним изсамых больших в Сувакском союзе сельских общин, куда, кроме села Вертиль,входили еще села Атрик, Джули (ныне Табасаранский район), Урга, Фурдаг, Яраг,Хурсатиль, Гарик, Кувиг, Кулик, Ляхля, Уртиль. Все выше перечисленные селавходили в «Страну гуннов-Гъунарин вилаят» Одной из достопримечательностей села является озеро Дагар, расположенное в самом центре села, другой - местечкоЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев -Ананы, Мананы, Мусананы – основателя учения караимов (гуннов) со своими братьями.

Thietmar: Товарищ Исаев, не хотите помочь нам в распознавании текстов? У нас есть немало, в т.ч. и по Кавказу.

Исаев И. Р.: В чем заключается работа мне скажите пожалуйста


Thietmar: В превращение сканированных страниц книг программой Файнридер - в текст ворда.

ИИр: Извините я этим никогда не занимался

Thietmar: Это не беда. До какого-то времени и я этим не занимался.

Исаев И. Р.: Уберите пожалуйста этот материал ГУННЫ



полная версия страницы