Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

ИИр: 15.Этносостав Кавказской Албании. Из-за неимения достаточной информации, некоторые ученые ищут место обитания якобы существовавшего племени албан. Исследователи при этом не обращают внимания на то, что Страбон употребляет слово «албан» как собирательный этноним, выражающий все или почти все население страны. Еще одно соображение было высказано в середине XIX века издателем армянского текста книги Моисея Дасхуринви «История Агван» Г. Шахназаряном (Париж, 1860 г.), который сравнивая греческое, латинское, кельтское, немецкое alp, albus — гористый, белый, при-ходит к заключению, что албаны получили свое название потому, что имели светлые во-лосы и глаза, или потому, что занимались скотоводством в гористых местах». Соображения Г. Шахназаряна опровергаются Великими законами сотворения мира. Ведь Великое расселение народов на Земле (не только народов, но и живых организмов) сотво-рено Всевышним. Поэтому албаны никак не могли иметь светлые волосы и глаза, а если имели то эти были остатки тех кто остался после многочисленных войн (по Г. Шахназаря-ну это то же самое, что в Каспийском море обитались белые медведи и крокодилы). Античные авторы (Страбон, Плутарх, Плиний и другие) называют их каспии и помещают у устья реки Кура. Касы в северо-западном Иране, упоминаются в египетском папирусе V века до н.э. (171, стр. 347). В папирусе приведены личные имена касов, которые переселе-ны в 525 году до н.э. в Египет персидским царем Камбизом для охраны провинции, где была создана их военная колония. Иомпений Мела считает, что касы живут ближе к скифам. Птолемей размещает касов чуть западнее, сообщая, что они занимают западную часть Атропатены. К. В. Тревер предпола-гает, что к I веку до н.э. термин «каспий» (касы) перестал быть объединяющим этнонимом и употреблялся только для обозначения части племен и народностей, именовавшихся кас-пиями еще до этого. Она (К. В. Тревер) считает, что к VI-V века до н.э. под наименовани-ем каспиев следует разуметь албанов. А-В. Торн подверг сомнению существование такого народа — каспиев и высказал предположение, что названием этим обозначались народы жившие в Прикаспийской области (прав А-В. Торн). Геродот называет каспиев (касов) в составе войска Ксеркса (? — 465 г. до н.э., царь государства Ахеменидов с 486 г.) и отме-чает своеобразие их одежды, а именно верхнюю одежду в виде бурки (табасаранский ург-гам) (Геродот, кн. VII, гл. (Я). Исследователи едины во мнении о том, что основу этнонима «каспи» составляет компо-нент «кас». Аполлон Родосский, автор второй половины III века до н.э. в книге «Поход аргонавтов» пишет: «Каспийское море у океана, близ него каспийский народ, соседний с персами …» Артемидор Эфесский, живший на рубеже II-I вв. до н.э., в своем труде «Со-кращенная география», рассказывая о Каспийском море, которое «Аполлоний Родосский, принимает за океан», пишет, что «по его побережью живет народ, называемый каспий-ским …». Ни один из этих авторов не упоминает об отдельном от албанцев языке касов. По той про-стой причине, что касы не имели отдельного языка. Возникает вопрос: Неужели ошибается Страбон, когда говорит, что и море (Каспий) и об-ласть (Каспиана) берут свои названия от имени давно исчезнувшего племени? И второй вопрос: Неужели ошибаются другие авторы, упоминая название кас или каспийцы, после Страбона, в первые века н.э.? Исследования показывают, что они не ошибаются, но до-пускают неточность. Племена, именем которых названы и море, и область, были скотово-ды. Они имели зимние пастбища (касдин пай-надел человека) в Арране и летние пастбища в Кавказских горах. Плиний, как известно, живший после Страбона, пишет, что по берегу Каспийского моря живут каспии. Клавдий Эллиан, живший в конце II — начале III века н.э., описывает жизнь касов (каспийцев). Клавдий Птолемей, живший во второй половине II века н.э. в своем «Географическом руководстве», автор второй половины V века н.э. Присциан в своем труде «Землеописание» упоминают касов (каспийцев). Интересно, что некоторые исследователи подсказывают такую мысль: каспийцы переселились в другое место (место не указывается). в Табасаранском районе тухумы под названием Касар проживают в 4 сёлах: Афна, Ханак, Хучни. Четвёртое - это село Гисик Табасаранского района. Разве они не потомки великих каспиан, которые имели свои паи на берегу Каспийского моря и в честь, которых названо Каспийское море? В трудах некоторых древнегреческих историков сказано, что узкий проход между горами (Табасаранские) и морем (Каспийское) в античные времена назывался "Каспийским про-ходом", "проходом касов" или "воротами касов". А как известно табасаранцы со времён сотворения мира жили на территории Юждага, в том числе и на местности, которую древ-ние греки знали как местность, где в частности был ареалом проживания народа под на-званием "касы (касар)" или "каспы (каспияр)"или касдин паяр. В табасаранском языке сохранился слово "кас" которая на русском обозначает "человек". Переведём слово "Касар" на русский и получим "КАСы", т.е. можно предположить, что название данного тухума, своим происхождением связано с древним народом "касы", "каспи". Слово "кас" употребляется при обращении одного человека к другому например: я кас...- эй человек.. Фраза-обращение "я кас" равнозначно другой фразе "я табасаран". Отсюда можно сделать вывод, что слово "кас" носит такую же смысловую нагрузку, что и слово "табасаран", т.е. оба термина обозначают один и тоже народ, и следовательно, этноним "касы" (касар) или "каспи"(каспияр) был названием табасаранского народа, которые проживали и имели на-делы (паи) вдоль побережья Каспийского моря в античные времена. Моисей Дасхуринви в XXVII главе первой книги пишет: «Маштоц … возобновил и укре-пил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в области Ути (с. Ур-тиль Хивского района), в Алуанке (Агул), в Лпинке (Тпиг), до ворот Чора (с Чордаф Таба-саранского района), а также среди других племен, плененных в свое время Александром Македонским, который привел и поселил их близ великой Кавказской горы — гаргаров (с. Гьаргъяр Хивского района)». Из цитаты выходит, что гаргары жили у подножия Кавказ-ского хребта. Плиний сообщает, что утии живут на северо-западном берегу Каспия. Моисей Дасхуринви помещает утиев на северо-запад Албании (он прав-достаточно по-смотреть карту). Некоторые авторы предполагают, что утии пришли в Албанию из облас-ти Этиуни государства Урарту (они правильно рассуждают. Слово Урарту имеет табаса-ранское происхождение). А кто занимается Кавказской Албанией я напоминаю: Сущест-вовала Кавказская Албания IV в. до н. э. - IV в. н.э., которая занимала Каспийский про-ход-и с обоих сторон была закрыта крепостными стенами- в Табаристане и в Табасаране (см. гл. Дербент). Попытка восстановления государственного образования Кавказская Ал-бания была предпринята после прихода к власти в Персии сасанидов. Павел Оросий (Истории против язычников 7 книг) От Каспия до Меотиды обитают тридцать четыре племени. Ближайшая местность извест-на под общим именем Албании, а дальше у моря и горы Каспийской — [страны] амазо-нок. Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна- она известна давно) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не тер-певших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазон-ки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспиты-вали из них новых амазонок. Название «амазонки» в античности толковали как «безгру-дые» — согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука. Страбон пишет, что гаргары живут рядом с амазонками на восточных предгорьях Кераун-ских гор. Что касается амазонок, то они якобы обитали в горах выше гелов и легов, где-то в север-ных предгорьях Кераунских гор, рядом с гаргарами. Быть может, это кочевые племена из состава гаргаров. По Помпею Трогу амазонки были соседями албанов. Страбон рассказывал, ссылаясь на Аппиана Александрийского (ок. 95-165 гг.), древне-римского историка, писавшего по-гречески, что эти легендарные женщины жили в горах, возвышающихся над Кавказской Албанией, неподалеку от Керавнских гор (Montagnes Cerauniennes), к западу от Каспийского моря. Метродор Скепсийскский, греческий фило-соф и риторик 1-го века до н. э., хорошо знавший и географию, добавляет, что амазонки пришли на Кавказ вместе с гаргареями и проживали по соседству с ними на северном склоне Кавказского Хребта у Керавнских гор. Так, у лакцев Кулинского района безгрудая женщина в старину называлась Амазу. Ей поручали воспитание молодых девушек. Ама-зонки рожали детей от сильвов. В Дагестане весь Нижний Табасаран, начиная от хребта Кара-сырт (К1ари яркур) до бере-га Каспия до сих пор табасараны называют «Галар», а Нагорный Табасаран – «Сивар». Понять, откуда произошли эти названия не трудно. И слово «Галар» и слово «Сивар» про-исходит от названий албанских племён гелов и сильвов. Силвы (сивар) являлись соседями лпинов (тпигцев), но находились севернее их в предго-рье. Все правильно. Достаточно посмотреть карту Дагестана. Также есть ещё несколько версий, но эта версия наиболее близка к истине. «Ниже сильвов жило другое племя - лупении, - говорится у Плиния (по ). У армянских авторов - «лпини» или «лбины». Этническое сходство между Албанией и Лбинией, пред-полагаемое С. Т. Еремяном, не соответствует действительности - Лбиния отдельная об-ласть в Албании. По некоторым источникам, лбины не входили в состав Албании в сере-дине V в. И кто они такие «Сильвы». Джуфу-даг (Т1ит1ивжин к1ак1) — гора в Дагестане, в хребте Кошун-даг (К1елжин к1ак1), упирающемся в гору Джалган-даг (Джал-забор, Гъван-камень) у Дербента. Абсолютная высота 9908 фт. (3021 м). На вершине горы видны крепостные укрепления г. Дербента. Находится вблизи сёл Хараг и Кужник. На табасаранском языке Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) означает «джуф-джиф» — облако, «дагъ» — гора. Туристы и альпинисты более ак-тивно, чем географы, исследуют район Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1). В 1978 году через массив Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) был проложен всесоюзный горный маршрут 1-й категории сложности. Маршрут этот подробно описан мной в двух путеводителях: “Гор-ный туризм в Дагестане" (Махачкала, 1979) и “Путешествие по Дагестану” (Москва. 1988). В выпушенном Центральным советом по туризму при ВЦСПС “Перечне классифи-кационных перевалов высокогорных районов СССР” (Москва. 1979), среди четырёх тысяч перевалов фигурирует и Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) (3021. 1А) с краткой информаци-ей по нему. Если лет тридцать назад к массиву Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) добраться было довольно сложно, то теперь сделать это намного проще. От аула Дулдуг, лежащего на межрайонной дороге Хив - Тпиг, 23 километра грунтовой дороги ведут в Буршаг и ещё через четыре километра дорога достигает перевала Ницраг Гурил (2382 м) в хребте Уллу-даг. От аула Буршаг по юго-западному гребню одноимённой вершины или через перевал Орлиный горными тропками за три-четыре часа можно выйти к подножью. и уже дальше по гребню подняться на вершину. Тропы поднимаются к верхней кромке леса и дальше по пологому Рубас-Ханагскому водоразделу выводят на хребет Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) в двух километрах юго-восточнее вершины. Именно так восходят к отметке 3015 метров выпускники школ и допризывники Хучни, Ханага, Урги и других населённых пунктов. Несмотря на близость моря, климат массива носит континентальный характер. Годовой баланс температур положительный. Летом возможна жара до 25-30". зимой же воздух ох-лаждается до -15-25°. Осенью гребни и вершины продуваются сильными ветрами с преоб-ладанием северовосточного направления. Часты утренние туманы. Восточные склоны бо-лее увлажнены, так как высокая от 2600 до 1900 метров стена хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) задерживает влагу, идущую с моря. В “теневой”, западной и южной частях массива, сухо. Осадков здесь выпадает в два-три раза меньше. Растительность мас-сива несколько однообразна. Все склоны и гребни покрыты высокотравными альпийски-ми лугами. Они гарантируют почти круглогодичный выпас коров и овец. Только на вос-точных склонах. на значительном отдалении от Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1), появля-ются широколиственные леса, состоящие из граба, бука. берёзы, осины и реже тиса. Жи-вотный мир более богат. Здесь встречаются серны, реже дагестанские туры, подлежащие охране, волки. У подножий промышляют грызуны, полевые мыши и суслики. Птичий мир состоит из красноклювых клушиц и альпийских галок, каменных куропаток и голубей. На склонах массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) рождаются две большие реки и несколько малых речек. Их в основном питают грунтовые и дождевые воды. Весной к ним присое-диняются талые воды из снежников северовосточного склона. Реки восточных склонов массива более многоводны. нежели западных и южных Под перевалом Кошанапу (К1елжин к1ак1) на высоте 2500 метров, берёт начало река Ханаг (её ещё называют Ру-гуджнир). которая через 27 километров впадает слева в реку Рубас. Непосредственно с Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) сбегает ручей Джуфунир, первый правый приток Ханаг-нир. Южные склоны массива служат истоком реки Кошанапу (К1елжин к1ак1). Долина этой реки служит физико-географической границей хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1), а сама река, зародившись на высоте 2820 метров, через 22 километра стремительного бега по каменистому ложу, впадает слева в Чираг. Надо отметить и небольшой ручей Буршаг-нерцв, сбегающий с вершинного купола 2800 м, и маловодную речку Сарннерцв, рождён-ную в глубоком логу южнее массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1). Оба последних водо-тока — левые притоки Кошанапу (К1елжин к1ак1). В ближайших окрестностях Джуфуда-га (Т1ит1ивжин к1ак1) берут начало рекг Шарихерк (бассейн Уллунир) и Рубас. Западная граница с Агульским районом проходит по хребту Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) и его восточному склону. Этот склон горы до с. Арчуг называются «Сивар-летные пастбища» и относятся к сельскому поселению «Кондик» МО «Хивский район». Этот склон горы Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) поделен на 3 участка: Большие «сильвы»-аьхю сивар, «сильвы» с. Арчуг -Арчгъварин сивар, «сильвы» Кадира-Кьадирин сивар. Под вос-точной вершиной хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) проходит великая дорога- дорога жизни- Дагдеретаб. Виды предгорий кажутся сошедшими с пасторалей итальянских художников. Пологие очертания утопающих в зелени холмов, желтые всполохи рододендронов по склонам, грушевое редколесье. В воздухе разноситься мычание, блеяние. С крутого склона сбегает крупная по нынешним временам отара овец, среди которых много еще совсем молодых ягнят. Приветствуем пожилого пастуха, разговариваем... Людей (скотоводов) из табаса-ранских сел, которые пасли скотину в летних пастбищах называли «сильвами»-сивариъ айи марччлихънар. Далёкая гора Джуфудаг и само табасаранское название горы (Т1ит1ивжин к1ак1) манит к себе пытливые умы. Много великих тайн, загадок и вопросов таит она в себе и сегодня. Но эта уже другая история. Еще Страбон указывал, что гелы живут между албанами и амазонками (4, XI. 5.1.). В «Армянской географии VII века» этноним гел написан в форме хел и помещен рядом с племенем (сильвы). В потверждение излагаемой версии можно добавить ещё несколько примеров: словом "гил" табасараны называют семя. Это слово, вероятно, сохранилось с древнейших времён и тогда означало скорей всего, не только семя чего-либо, т.е. внешний вид. Из всего выше сказанного следует, что предки табасаранов до 3-4 вв. назывались гелами «Галар» и они занимали не только горную и предгорную части Табасарана, но и равнин-ную, которую впоследствии пришлось под давлением сасанидов и арабов перебираться в горы, а часть жителей была ассимилирована завоевателями. Слово «Гел-Галар» зимние пастбища скотоводов. Осенью, когда морозы приближались, «сильвы» спускались с гор (сивар) на теплую равнину. Чилбы (чилбар, шилбар). Некоторые авторы путают силвов с чилбами, вернее идентифи-цируют. Это ошибочная позиция. Б.А. Арутюнян и А. Акопян локализуют и силвов, и чилбов рядом, но в Нагорном Ширване (178, стр. 89) (Кавказская Албания IV в. до н. э. - IV в. н.э.,.) Лбины (тпиги). А.А. Акопян считает, что чилбы и лпины обитали в верховьях реки Гирд-ман (попытка восстановления государственного образования Кавказская Албания была предпринята после прихода к власти в Персии Сасанидов). Да прав А.А. Акопян. Гарда-шан (Гардман) –древнее название города рядом с с. Хив, а река Гирдман –древнее назва-ние реки Могу дере (магъу дере). Чилбами называли жителей населенного пункта Атрик (Ч1илихъ) Табасаранского района.

иир: У читателя возникнет вопрос на счет локализации "гелов" Во время окупации равнинной части Арран сасанидами и арабами "гелы" вынуждены были перенести свои зимние пастбища на низменную часть летних пастбищ -Сивар. Тому подтверждение наличие животноводческих ферм на низменной части -Сивар.

иир: 16. На иврите песню спел о деве, на латыни стих прочёл в тоске, но в любви Адам признался Еве на табасаранском языке.


иир: 17. Прекрасный, благоустроенный округ Табасаран. [Он] находится к западу от персидского Демир-капу на расстоянии одного перехода... и утопает в садах и цветниках. Легенда говорит о том, что Ануширван наслаждался прекрасным климатом [этой местности]... И действительно, здесь чудесный воздух. Здесь уместно вставить отрывок из другого тома «Книги путешествий» Эвлия Челеби, где он рассказывает о своей поездке 1647-го года в южный Дагестан. ...мы 12 часов шли на юг (от Дербента) по дремучим лесам и прибыли в местечко Кура в пределах Дагестана. Стоянка Кура находится в пределах Табасарана, где располагается ставка правителя Дагестана шамхал-хана. Это местечко с виноградниками и садами... Жителей около десяти тысяч, они шафииты чистой веры, благочестивые люди... У жителей веселые лица... Телосложением стройны. Отсюда мы опять шли на юг... Это тоже одна из областей правителя Дагестана... Здесь мы также три дня осматривали селения, а [потом] пришли в сёла Цахура... Здесь правит Эмир Юсуф-бей - один из предводителей народа, [находящегося под властью] правителя Дагестана. Но [жители Цахура] много раз бывали в подчинении персов. В настоящее время население [этой области] насчитывает около семи тысяч воинственных людей. Оно исповедует суннизм шафиитского толка. Одну ночь мы провели в беседе с их беем. Он подарил мне пятьдесят шкурок куницы и шкурки дикой кошки. А я, ничтожный, преподнес ему три салфетки расшитые Кая-султан (Кая-султан - дочь султана Мурада IV (1623 - 1640), жена абаза Мелек Ахмед-паши - дяди со стороны матери Эвлии Челеби)... В этой области Дагестана живут такие улемы и набожные люди, каких нет нигде в других местах. В этой стране совсем нет лжи, сплетен, зла, злоумышленности, ненависти, спеси, вражды и неприязни. Однако еретиков шиитов-рафизитов они не пускают в свою страну... Один раз в год [с.179] здесь устраивается большая ярмарка.Здесь кончился Дагестан... Эвлия Челеби. Книга путешествий

иир: 18. ...о чем свидетельствовал Я. Рейнеггс, утверждавший, что табасараны «занимают весьма обширное и плодородное пространство на Южном хребте Кавказа до некоторой высокой и весьма утесистой горы, Шах-Даги называемой». В пользу этого свидетельствовал в первой трети XIX в. П.В. Колоколов. По его данным, Табасаран «простирался от востока к западу на 90, а от севера к югу на 50 верст и заключает в себе до 4500 квадратных верст». М.Р. Гасанов пишет, что в XVIII в. в состав Табасарана временами входила территория нынешнего Табасаранского, а также некоторые земли Хивского, Агульского, Касумкентского и Дербентского районов. Границы Табасарана в канун изучаемого периода, отмечает А.Р. Шихсаидов, можно определить лишь приблизительно. Табасаран включал в себя весь нынешний Табасаранский , Хивский районы, а также часть Агульского, Касумкентского, Дербентского районов; на севере Табасаран граничил с Кайтагом, на юго-востоке — с владениями Дербента.

Исаев И. Р.: И так уважаемый Читатель! Все кто занимается Кавказской Албанией они все это понимают, что написано выше. Потому что это все написано на понятном русском языке. К великому удивлению многих мой табасаранский язык сохранился таким, каким он был 2000 лет назад. Он стал ни древним ни новым. Истории создавали народы, документировали Великие Люди. Спасибо всем "ученым" начиная с 17 века по сей день:Не думая об этом и не желая этого они создали Великую Историю моего маленького табасаранского народа.Оставляю поле деятельности для молодых. И торжественно заявляю: Табасараны являются прямыми потомками кавказских албан.

иир: Не умолчал об амазонках и Страбон: "Говорят, что амазонки живут в горах (Кавказских),возвышающихся над Албанией… Они жили смежно с гаргареями по северному скату тойчасти Кавказа, которая известна под названием Громовых гор. Тут в течение неменее месяца в году амазонки занимались садоводством, посевами, скотоводством,но преимущественно разведением лошадей. Самые отважные из них промышляли охотоюи занимались военными упражнениями. Все они с малолетства выжигали себе правуюгрудь, чтобы свободней действовать рукою при разных эволюциях, а в особенностипри метании копья. Кроме этого оружия они употребляли также лук, сагарис –двойную боевую секиру и щит и делали себе шлемы, панцири и пояса из шкур дикихзверей. При наступлении весны они отправлялись на ближайшую гору (Джуфудаг -Т1ит1ивжин к1ак1), отделявшую ихот гаргареев, и оставались там два месяца. С своей стороны и эти последние,следуя древнему обычаю, поднимались туда же. Соединившись с амазонками, онивместе приносили богам жертвы, после чего в тайне ночи соединялись без разбора…Происшедшие таким образом дети делились по их полу: девочки оставались приматерях, а мальчики возвращались отцам…" (VI, 5).

Исаев И. Р.: 21. Думал стоит написать или нет. В подтверждении выше сказанному думаю стоит. Вот она эта великая тайна времен и народов.Гора Джуфудаг и само табасаранское название горы Т1ит1ивжин к1ак1. Достаточно в слове Т1ит1 заменить букву "И" на "у". Получается место встречи амазонок с сильвами. Остальное объяснить вам любой представитель табасаранского народа.

миклухо: Моё глубокое уважение авторам этих весьма интересных сведений.

миклухо: Гьюрматлу Исаев И.Р., финуб гъуларин агьалйири Джуфдагъдис "Т1ит1ивжин к1ак1" к1уру?

ИИР: Жители Кондика

иир: и рядом села

ИИр: Арчугъ, Цудук и т.д

иир: Биц!ину к1ак1наз К1елдин к1ак1 к1уру

иир: К1елдин к1ак1-вершина Гелов



полная версия страницы