Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

ИИР: А, где она Кавказская Албания? Cмотри сайт на GOGLE "Персия* / Энциклопедия Брокгауза и Эфрона gatchina 3000.ru/brockhaus...efron-encyclopedic-dictionary/.../78539... " Карта Персидской монархии. 2. Бакинское ханство— квазифеодальное государство в Азербайджане с центром в г. Баку. Возникло в середине XVIII века на Апшеронском полуострове. Основой хозяйства Бакинского ханства было земледелие, добыча соли, нефти, транзитная торговля. Бакиха́новы — современное (с момента вхождения Бакинского ханства в состав Россий-ской империи) название фамилии династии Бакинских ханов. Основатель династии — Даргах-Кули-бек – по национальности табасаран. Бакинский Султан Мухаммед Хусейн-бек был противником русской ориентации и сопро-тивлялся добровольной сдаче гор. Баку, несмотря на явное желание жителей города при-нять протекцию России. После занятия русскими войсками Баку 12 июля 1723 г., Султан Хусейн-бек вместе со своими сторонниками был сослан в Астрахань, а правителем города был назначен Даргях Кули-бек (См. Армяно-русские отношения в XVIII в., т. 2,ч. 2, стр. 344—345). В истории рода бакинских ханов Раманы сыграли большую роль, так как здесь началось их возвышение, основоположником которого был Дергах-Кулибек – выдающаяся лич-ность, легенды о котором передавались из поколения в поколение вплоть до нашего вре-мени. Из исторических источников мы знаем его как страстного патриота своего города, который возглавил восстание против соседних феодалов и был провозглашен за это пер-вым бакинским ханом. Легенды к этому добавляют, что Дергах-Кулибек был простым жи-телем селения Раманы, но отличался богатырской силой и мог свободно взвалить на шею верблюда. Кроме того, легенды сообщают, что у него было два друга из соседнего селения Амираджаны: Махмуд и Ахмед, которые во всем ему помогали. Интересно отметить, что более поздний вариант легенды связал Дергах-Кулибека с легендой о Девичьей башне. В этом варианте Дергах-Кули представляется мстителем за ханскую дочку Биби ханум, ко-торая бросилась с Девичьей башни. Убив ее отца – виновника трагедии, Дергах-Кули ста-новится бакинским ханом, и в это время узнает, что Биби- ханум была спасена русалками, и женится на ней. После Дергах-Кулибека бакинские ханы уже не жили постоянно в Раманах, но часто бы-вали в этом селении, которое наряду с Амираджанами и Бюль-Бюля считалось ханским. Здесь в детстве бегал один из потомков Дергах-Кулибека – выдающийся азербайджанский просветитель Аббас-Кули ага Бакиханов, положивший вместе с другим великим деятелем, Мирза Фатали Ахундовым, начало новому современному этапу древней азербайджанской культуры. После Дергях Кули-хана бакинским правителем стал некий Селим-хан. Замена бакинского коменданта генералмайора фон Венедигиера генерал-майором Дебриньи ле-том 1731 г.176 наводит на мысль о том, что русское правительство в определенной мере винило фон Венедигиера в ссоре с Дергях Гули-ханом, что привело к уходу последнего. 3. Михраниды— династия правителей в Кавказской Албании с конца VI по начало VIII вв. Михраниды, являвшиеся изначально владетелями области Гардаман (не исключено, что это селение Хив - одно из древнейших табасаранских селений, история которого до сих пор мало изучена. По данным, на месте нынешнего селения находился город Гардашан-Гъердешан на западе Кавказской Албании, в первой трети VII века усилиями великого князя Джеваншира сумели фактически воссоздать Албанское царство. Михран происходил из табаристанского знатного рода Михранидов, восходившего к Аршакидам.

Исаев И. Р.: 4.Хазары остались только в истории? А куда делись гунны, которые вторглись в Табасаран «Страна гуннов- Гъунарин вилаят» в 3 веке? В Крыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, народность, которая думает, что она произошла от хазар. Только теперь со-временные хазары известны под именем крымские караимы или караи. Крымские караи-мы - удивительная община, которая насчитывает всего около 2000 человек. Сами караимы это название не любят, и в официальных публикациях не употребляют в силу установки на свое тюркское происхождение, но это название общеупотребительно в Крыму и сейчас. Караимы считают «Чуфут-Кале» своим родовым гнездом и утверждают, что их община владела крепостью, пользуясь автономией при всех правителях Крыма еще со времен существования Хазарского каганата, когда в крепости укрывался последний ха-зарский каган, потерявший все другие земли. Караимы являются в соцветии тюркских на-родов одним из уникальных народов. Несмотря на свою нынешнюю малочисленность, не-когда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этниче-ский, культурный след в истории ... тюркских народов ...их древний язык жив и он очень близок современному алтайскому языку - это еще раз доказывает наше древнее родство. (Президент Конгресса тюркских народов России Бронтой Бедюров) Происхождение. При-надлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Потомки караитов, входивших в гуннский и хазарский племенные союзы, частично смешались в Крыму с сармато-аланами и готами. Караимское вероисповедание «Путь на небо начинается с Земли» - «Йол кьоклерге башлана иэрдэн» Самостоятельная монотеистическая религия со своими традициями, догматами, иерархи-ей, календарем. Базируется на учении Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертие ду-ши, в пророков и откровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Последователей учения Анана называют также ананитами. Традиции основаны на почитании нравственных запо-ведей Священного писания, терпимости и свободе верующих в постижении канонов веры и мудрости откровений сообразно своей совести, не полагаясь на мнения других. Мусуль-манство и православие покровительствовали караям, почитающим Магомета и Иисуса Христа. Караи издавна чтили Единого Бога Неба – Тэнгри (Сенгри). Тэнгрианство (Сен-грианство) с его единобожием и верой в зависимость судьбы от поступков человека, об-легчило караям понимание нравственных положений Ветхого Завета и принятие учения Анана. Важными принципами вероучения караев являются любовь к Богу и ближнему, почитание десяти заповедей и других нравственных предписаний Святого Писания. Веро-учение основано на милосердии и благотворительности. Заповедь о любви к ближнему воплощается в конкретные дела. Поступками и делами каждый без посредников несет от-ветственность перед Богом. Добрые дела - форма служения Богу – Тэнгри (Сенгри). Од-ной из сокровенных сторон древних верований является поклонение Тэнгри (Сенгри) у Священных Дубов. Как писал академик К. Мусаев, «караимы - один из тех народов, кото-рым удалось донести до наших дней верования древних предков, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов, почитание неба – Тэнгри-Сенгри». Таким образом, караимы, исповедуя Ветхий Завет, и признавая пророческую миссию Ии-суса Христа (и, как увидим далее, Мухаммеда), а талмудистов за отступников от истинной веры, считают недозволенным вступать с ними; в религиозное общение и не допускают брачных союзов с ними. Талмудисты занимают в отношении их такую же позицию, а мо-жет даже и более непримиримую. В виду указанного влияния мусульманства на учение Диана, естественно, что арабские ученые давно начали интересоваться караизмом и уже в средние века уделяли ему много внимания. Так арабский историк мусульманских оскт Шахристани (XII в.) и знаменитый Макризи (XIV в.) высоко возносили имя Анана-ибн-Дауда, причем Макризи т.к'.казался, что появись Анан в эпоху существования Иерусалим-ского храма то он несомненно был бы признан Пророком. Кто такие караимы? Религия, зародившаяся среди одного народа, со временем проникает и к другим пле-менам и народам, распространяясь часто, среди народов не только родственных, но даже совершенно чуждых, иной расы. Уважаемый Читатель еще раз прочитайте раз-дел «Гунны». Раньше село Вертиль было одним из самых больших в Сувакском союзе сельских общин, куда, кроме села Вертиль, входили еще села Атрик, Джули (ныне Табасаранский район), Урга, Фурдаг, Яраг, Хурсатиль, Гарик, Кувиг, Кулик, Ляхля, Уртиль. Все выше перечис-ленные села входили в «Страну гуннов-Гъунарин вилаят» Одной из достопримечательностей села является озеро Дагар, расположенное в самом центре села, другой - местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи моло-дежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупней-шие надгробные камни трех братьев -Ананы, Мананы, Мусананы – основателя уче-ния караимов (гуннов) со своими братьями.

Исаев И. Р.: 5. Баку́ (азерб. Bakı, Бакы, МФА (азерб.): [bɑˈcɯ]) — столица Азербайджанской Рес-публики, крупнейший промышленный, экономический, и научно-технический центр Закавказья, а также крупнейший порт на Каспийском море и самый большой город на Кавказе. Этимология По общеизвестной версии название г. Баку происходит от разг. перс. باد كوبه‎ bād-e kubeh — «Бадкубе» — «удар ветра», что вероятнее всего связано с господствующими там сильными ветрами, и послужило зарождению укоренившегося эпитета «Баку — город ветров». Однако специалисты [источник не указан 84 дня] отмечают, что эта персидская форма названия очень поздняя и засвидетельствована только с XVII ве-ка. Сколько сказано, а где она его величество ПРАВДА? А ВЕЛИКАЯ ПРАВДА вот она: Название городу Баку было дано в честь табасаранских ханов и беков (Беки-Баку).


Исаев И. р.: 6.Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что "кони и люди Шапура" дошли "до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам... разрушения и пожарища... учинил..."". Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» - «Шапур».

Исаев И. Р.: Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что "кони и люди Шапура" дошли "до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам... разрушения и пожарища... учинил..."". Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» - «Шапур».

ИИР: 7. Возможность иранской этимологии, от "хазар" ("тысяча"). Ее можно предложить, исходя из отмеченного ал-Мас'уди наименования хазар "хазаран" ("тысячи", мн. число). Возникнуть же это название могло в ираноязычной среде Восточной Европы ("хазар" ("тысяча") — общеиранское слово, вошедшее в армянский и венгерский языки). Господин Новосельцев! Никак это слово не могло возникнуть в ираноязычной среде. Это чисто табасаранское слово «гъаз-гъазар –гуси, лебеди» т. е без определенного места жительства, кочующий народ.

ИИР: 8. Вот что пишет великий фальсификатор истории ученик Марра Ихилов М.М. в своей книге: «Народности лезгинской группы в прошлом» На сравнительно небольшой области Лезгинстана проживает пять народностей лезгинской языковой группы (лезгины, табасараны, агулы, рутулы, цахуры и т. д). Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско- кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюрин-скую («кюревияр»), ахтынскую («ахцегьар»). Да он прав: и по сегодняшний день мой на-род кюринцев называет «яркврар-ерккрар, а ахтинцев- ахцгьар) О времени возникновения отдельных языков автор не говорит. Общее происхождение языков народностей лезгинской группы прослеживается не только на множестве общих для них слов и корней, но и в грамматическом отношении. Даже не языковеду на сравнительном языковом материале четко проследить родство языков на-родностей лезгинской группы. Приведём для примера несколько десятков слов: Русский - Лезгинский - Табасаранский Вилы - кьуьк - кьюрш, (кьюрш) Гора - сув - сив, (дагъ) Дед - чIехи буба - аьхю аба, (аба) Мельница - регь - рагъIми, (рягъ) Невеста - свас - швушв, (швушв) Пожалуйста, что скажешь этому автору? Человек, который не знает историю народа, его менталитет, его быт и особенности характера берется за Историю. Наверное читатель поймет, как народ с 59 буквами в алфавите и 46 падежами и язык, которого по сложности занесен в книгу Гиннеса может относиться к лезгинской группе с 45 буквами в алфавите. Кто сможет пожалуйста произносите эти буквы табасаранского алфавита: Шв, Чв, Ч!в, Дз, Жв и т. д.

ИИР: 9. Население широко применяло зернотерки. Кроме каменных зернотерек обнаружены ручные мельницы. На одном из участков раскопа в Ялойлутепе найдены два жернова руч-ной мельницы из твердого песчаника со сквозными отверстиями посередине. Один из жерновов является верхней частью мельницы, так как на нем имеется отверстие для вставки ручки из дерева. Ручная мельница в хронологических рамках всей ялойлутепин-ской культуры, по-видимому, относится к последним векам I тыс. до н.э. Полемизируя с О. Ш. Исмизаде, Р. М. Ваидов пишет, что отнесение обнаруенных жерновов к 111 - 1 вв. до н.э. неубедительно, ручные мельницы появляются только в раннее средневековье. Од-нако материал из раскопок говорит сам за себя и пересматривать его хронологию не пред-ставляется убедительным. Ручная мельница, относящаяся к 1 в. н.э., обнаружена в Хы-ныслы. Верхний жернов ее в диаметре 40 см, а толщиной - 10 см. Здесь же найдены об-ломки нижнего камня ручной мельницы. Примечательно, что диаметр и толщина жерно-вов ручных мельниц из Ялойлутепе и Хыныслы тождественны. Если то, что написано выше является великим открытием для азербайджанских ученых, а для моего народа зер-нотерки с такими же размерами являются предметами повседневного обихода и по сего-дняшний день. Лучше азербайджанские ученые занялись бы вопросом, как могли оказать-ся зернотерки табасаранского народа на территории Азербайджана. Зачем бояться Прав-ды?

ИИР: 10. Уважаемый читатель! Вы станете очевидцами полного разгрома исторической науки, начиная с 17 века до наших дней. И так. 1. Кавад оттеснил их назад и, заняв область между Араксом и Ширваном, построил город Берда'а, «главный город всей страны и город Кабалу, что есть Хазар». Затем он построил преграду из нежженой глины (сырцовых кирпичей) между областью Ширваном и ворота-ми Аллан (Дарьял), а вдоль всей стены он построил 360 городов, пришедших в упадок по-сле постройки Баб-ал-абваба (Дербента). А вы знаете, где находится Дарьяльское ущелье? Дарьяльское ущелье (осет. Арвыком или Дайраны ком, груз. დარიალის ხეობა, ин-гуш. Дярейол) — ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кав-каза, к востоку от горы Казбек, на границе России (Северной Осетии) и Грузии — между селением (и одноимённым контрольно-пропускным пунктом) Верхний Ларс и пгт Сте-панцминда (Казбеги). 2. Третья линия стен известна севернее р. Самура, у выхода на равнину р. Рубаса, где горы также близко подходят к морю, как и в двух предшествующих проходах. К сожалению, эта линия укреплений не обследована даже настолько поверхностно, как первые две. Посмотрите на карту и увидите, где река Самур, а где река Рубас. 3. Имя третьего брата-эпонима в легенде Михаила Сирийского не названо. Однако в ряде других сообщений хазары выступают вместе с барсилами, с которыми, очевидно, и надо связывать наименование занятой хазарами страны. У Моисея Хоренского говорится, что в 198 г. хазары и басилы (барсилы), соединившись, прошли через ворота Чора (Дербента) и подвергли Армению грабежу и разорению. А, где Дербент? А где Армения? Я еще раз хотел бы обратить Ваше внимание на факт того что, в мире не мало ученых вос-токоведов, албановедов, кавказоведов, которые только то и делают что мечтают найти письменные источники времен Кавказской Албании, и если бы такая книга в действитель-ности существовала бы, это было всемирно известным научным фактом. А весь материал в Интернете есть переделанные документы ассирийских персидских и арабских ученых об истории Табасарана.

ИИР: 11. Если культ лошади ведет к кочевникам-степнякам, то поклонение свя-щенным деревьям - свидетельство иных влияний, возможно восходящих к финно-угорским племенам, вошедшим в состав хазар. По верхней дороге в с. Кондик имеется старинная могила с двумя каменными плитами размерами 1,5*1,5 и толщиною 15см с монументальным надгроб-ным камнем. По легендам здесь похоронен конь.

иир: 12. В 1577 году при шахском дворе в Персии произошёл переворот. Шах Исмаил II был убит. К власти в Персии пришли враждебные суннитскому Кавказу суфии-кызылбаши. В XVI веке суфии-кызылбаши стали совершать набеги на суннитский Ширван. Чопан-шамхал совместно со своим братом Тунай-Джалавом Бурханудин-беком, табасаранским беком Гази-Салихом, и в союзе с османской армией предпринял военный поход против кызылбашей, которые были полностью разгромлены и отступили за пределы Ширвана[

иир: 13. В советские годы в Табасаране найдена была запись на полях старинного (видимо, пергаментного) Корана о том, что к майсуму Табасарана в IX в. н.э. якобы обратились какие-то люди, назвавшие себя выходцами из Кушанского царства и попросившие его пропустить их к своим соплеменникам в агульские горы.

иир: 14. Уважаемый читатель спросит, а где находится эта шербетница? В экспозиции Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой. Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку.

АОТ: Табасаран - это стране холмов и приморских равнин.

ИИр: 15.Этносостав Кавказской Албании. Из-за неимения достаточной информации, некоторые ученые ищут место обитания якобы существовавшего племени албан. Исследователи при этом не обращают внимания на то, что Страбон употребляет слово «албан» как собирательный этноним, выражающий все или почти все население страны. Еще одно соображение было высказано в середине XIX века издателем армянского текста книги Моисея Дасхуринви «История Агван» Г. Шахназаряном (Париж, 1860 г.), который сравнивая греческое, латинское, кельтское, немецкое alp, albus — гористый, белый, при-ходит к заключению, что албаны получили свое название потому, что имели светлые во-лосы и глаза, или потому, что занимались скотоводством в гористых местах». Соображения Г. Шахназаряна опровергаются Великими законами сотворения мира. Ведь Великое расселение народов на Земле (не только народов, но и живых организмов) сотво-рено Всевышним. Поэтому албаны никак не могли иметь светлые волосы и глаза, а если имели то эти были остатки тех кто остался после многочисленных войн (по Г. Шахназаря-ну это то же самое, что в Каспийском море обитались белые медведи и крокодилы). Античные авторы (Страбон, Плутарх, Плиний и другие) называют их каспии и помещают у устья реки Кура. Касы в северо-западном Иране, упоминаются в египетском папирусе V века до н.э. (171, стр. 347). В папирусе приведены личные имена касов, которые переселе-ны в 525 году до н.э. в Египет персидским царем Камбизом для охраны провинции, где была создана их военная колония. Иомпений Мела считает, что касы живут ближе к скифам. Птолемей размещает касов чуть западнее, сообщая, что они занимают западную часть Атропатены. К. В. Тревер предпола-гает, что к I веку до н.э. термин «каспий» (касы) перестал быть объединяющим этнонимом и употреблялся только для обозначения части племен и народностей, именовавшихся кас-пиями еще до этого. Она (К. В. Тревер) считает, что к VI-V века до н.э. под наименовани-ем каспиев следует разуметь албанов. А-В. Торн подверг сомнению существование такого народа — каспиев и высказал предположение, что названием этим обозначались народы жившие в Прикаспийской области (прав А-В. Торн). Геродот называет каспиев (касов) в составе войска Ксеркса (? — 465 г. до н.э., царь государства Ахеменидов с 486 г.) и отме-чает своеобразие их одежды, а именно верхнюю одежду в виде бурки (табасаранский ург-гам) (Геродот, кн. VII, гл. (Я). Исследователи едины во мнении о том, что основу этнонима «каспи» составляет компо-нент «кас». Аполлон Родосский, автор второй половины III века до н.э. в книге «Поход аргонавтов» пишет: «Каспийское море у океана, близ него каспийский народ, соседний с персами …» Артемидор Эфесский, живший на рубеже II-I вв. до н.э., в своем труде «Со-кращенная география», рассказывая о Каспийском море, которое «Аполлоний Родосский, принимает за океан», пишет, что «по его побережью живет народ, называемый каспий-ским …». Ни один из этих авторов не упоминает об отдельном от албанцев языке касов. По той про-стой причине, что касы не имели отдельного языка. Возникает вопрос: Неужели ошибается Страбон, когда говорит, что и море (Каспий) и об-ласть (Каспиана) берут свои названия от имени давно исчезнувшего племени? И второй вопрос: Неужели ошибаются другие авторы, упоминая название кас или каспийцы, после Страбона, в первые века н.э.? Исследования показывают, что они не ошибаются, но до-пускают неточность. Племена, именем которых названы и море, и область, были скотово-ды. Они имели зимние пастбища (касдин пай-надел человека) в Арране и летние пастбища в Кавказских горах. Плиний, как известно, живший после Страбона, пишет, что по берегу Каспийского моря живут каспии. Клавдий Эллиан, живший в конце II — начале III века н.э., описывает жизнь касов (каспийцев). Клавдий Птолемей, живший во второй половине II века н.э. в своем «Географическом руководстве», автор второй половины V века н.э. Присциан в своем труде «Землеописание» упоминают касов (каспийцев). Интересно, что некоторые исследователи подсказывают такую мысль: каспийцы переселились в другое место (место не указывается). в Табасаранском районе тухумы под названием Касар проживают в 4 сёлах: Афна, Ханак, Хучни. Четвёртое - это село Гисик Табасаранского района. Разве они не потомки великих каспиан, которые имели свои паи на берегу Каспийского моря и в честь, которых названо Каспийское море? В трудах некоторых древнегреческих историков сказано, что узкий проход между горами (Табасаранские) и морем (Каспийское) в античные времена назывался "Каспийским про-ходом", "проходом касов" или "воротами касов". А как известно табасаранцы со времён сотворения мира жили на территории Юждага, в том числе и на местности, которую древ-ние греки знали как местность, где в частности был ареалом проживания народа под на-званием "касы (касар)" или "каспы (каспияр)"или касдин паяр. В табасаранском языке сохранился слово "кас" которая на русском обозначает "человек". Переведём слово "Касар" на русский и получим "КАСы", т.е. можно предположить, что название данного тухума, своим происхождением связано с древним народом "касы", "каспи". Слово "кас" употребляется при обращении одного человека к другому например: я кас...- эй человек.. Фраза-обращение "я кас" равнозначно другой фразе "я табасаран". Отсюда можно сделать вывод, что слово "кас" носит такую же смысловую нагрузку, что и слово "табасаран", т.е. оба термина обозначают один и тоже народ, и следовательно, этноним "касы" (касар) или "каспи"(каспияр) был названием табасаранского народа, которые проживали и имели на-делы (паи) вдоль побережья Каспийского моря в античные времена. Моисей Дасхуринви в XXVII главе первой книги пишет: «Маштоц … возобновил и укре-пил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в области Ути (с. Ур-тиль Хивского района), в Алуанке (Агул), в Лпинке (Тпиг), до ворот Чора (с Чордаф Таба-саранского района), а также среди других племен, плененных в свое время Александром Македонским, который привел и поселил их близ великой Кавказской горы — гаргаров (с. Гьаргъяр Хивского района)». Из цитаты выходит, что гаргары жили у подножия Кавказ-ского хребта. Плиний сообщает, что утии живут на северо-западном берегу Каспия. Моисей Дасхуринви помещает утиев на северо-запад Албании (он прав-достаточно по-смотреть карту). Некоторые авторы предполагают, что утии пришли в Албанию из облас-ти Этиуни государства Урарту (они правильно рассуждают. Слово Урарту имеет табаса-ранское происхождение). А кто занимается Кавказской Албанией я напоминаю: Сущест-вовала Кавказская Албания IV в. до н. э. - IV в. н.э., которая занимала Каспийский про-ход-и с обоих сторон была закрыта крепостными стенами- в Табаристане и в Табасаране (см. гл. Дербент). Попытка восстановления государственного образования Кавказская Ал-бания была предпринята после прихода к власти в Персии сасанидов. Павел Оросий (Истории против язычников 7 книг) От Каспия до Меотиды обитают тридцать четыре племени. Ближайшая местность извест-на под общим именем Албании, а дальше у моря и горы Каспийской — [страны] амазо-нок. Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна- она известна давно) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не тер-певших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазон-ки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспиты-вали из них новых амазонок. Название «амазонки» в античности толковали как «безгру-дые» — согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука. Страбон пишет, что гаргары живут рядом с амазонками на восточных предгорьях Кераун-ских гор. Что касается амазонок, то они якобы обитали в горах выше гелов и легов, где-то в север-ных предгорьях Кераунских гор, рядом с гаргарами. Быть может, это кочевые племена из состава гаргаров. По Помпею Трогу амазонки были соседями албанов. Страбон рассказывал, ссылаясь на Аппиана Александрийского (ок. 95-165 гг.), древне-римского историка, писавшего по-гречески, что эти легендарные женщины жили в горах, возвышающихся над Кавказской Албанией, неподалеку от Керавнских гор (Montagnes Cerauniennes), к западу от Каспийского моря. Метродор Скепсийскский, греческий фило-соф и риторик 1-го века до н. э., хорошо знавший и географию, добавляет, что амазонки пришли на Кавказ вместе с гаргареями и проживали по соседству с ними на северном склоне Кавказского Хребта у Керавнских гор. Так, у лакцев Кулинского района безгрудая женщина в старину называлась Амазу. Ей поручали воспитание молодых девушек. Ама-зонки рожали детей от сильвов. В Дагестане весь Нижний Табасаран, начиная от хребта Кара-сырт (К1ари яркур) до бере-га Каспия до сих пор табасараны называют «Галар», а Нагорный Табасаран – «Сивар». Понять, откуда произошли эти названия не трудно. И слово «Галар» и слово «Сивар» про-исходит от названий албанских племён гелов и сильвов. Силвы (сивар) являлись соседями лпинов (тпигцев), но находились севернее их в предго-рье. Все правильно. Достаточно посмотреть карту Дагестана. Также есть ещё несколько версий, но эта версия наиболее близка к истине. «Ниже сильвов жило другое племя - лупении, - говорится у Плиния (по ). У армянских авторов - «лпини» или «лбины». Этническое сходство между Албанией и Лбинией, пред-полагаемое С. Т. Еремяном, не соответствует действительности - Лбиния отдельная об-ласть в Албании. По некоторым источникам, лбины не входили в состав Албании в сере-дине V в. И кто они такие «Сильвы». Джуфу-даг (Т1ит1ивжин к1ак1) — гора в Дагестане, в хребте Кошун-даг (К1елжин к1ак1), упирающемся в гору Джалган-даг (Джал-забор, Гъван-камень) у Дербента. Абсолютная высота 9908 фт. (3021 м). На вершине горы видны крепостные укрепления г. Дербента. Находится вблизи сёл Хараг и Кужник. На табасаранском языке Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) означает «джуф-джиф» — облако, «дагъ» — гора. Туристы и альпинисты более ак-тивно, чем географы, исследуют район Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1). В 1978 году через массив Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) был проложен всесоюзный горный маршрут 1-й категории сложности. Маршрут этот подробно описан мной в двух путеводителях: “Гор-ный туризм в Дагестане" (Махачкала, 1979) и “Путешествие по Дагестану” (Москва. 1988). В выпушенном Центральным советом по туризму при ВЦСПС “Перечне классифи-кационных перевалов высокогорных районов СССР” (Москва. 1979), среди четырёх тысяч перевалов фигурирует и Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) (3021. 1А) с краткой информаци-ей по нему. Если лет тридцать назад к массиву Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) добраться было довольно сложно, то теперь сделать это намного проще. От аула Дулдуг, лежащего на межрайонной дороге Хив - Тпиг, 23 километра грунтовой дороги ведут в Буршаг и ещё через четыре километра дорога достигает перевала Ницраг Гурил (2382 м) в хребте Уллу-даг. От аула Буршаг по юго-западному гребню одноимённой вершины или через перевал Орлиный горными тропками за три-четыре часа можно выйти к подножью. и уже дальше по гребню подняться на вершину. Тропы поднимаются к верхней кромке леса и дальше по пологому Рубас-Ханагскому водоразделу выводят на хребет Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) в двух километрах юго-восточнее вершины. Именно так восходят к отметке 3015 метров выпускники школ и допризывники Хучни, Ханага, Урги и других населённых пунктов. Несмотря на близость моря, климат массива носит континентальный характер. Годовой баланс температур положительный. Летом возможна жара до 25-30". зимой же воздух ох-лаждается до -15-25°. Осенью гребни и вершины продуваются сильными ветрами с преоб-ладанием северовосточного направления. Часты утренние туманы. Восточные склоны бо-лее увлажнены, так как высокая от 2600 до 1900 метров стена хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) задерживает влагу, идущую с моря. В “теневой”, западной и южной частях массива, сухо. Осадков здесь выпадает в два-три раза меньше. Растительность мас-сива несколько однообразна. Все склоны и гребни покрыты высокотравными альпийски-ми лугами. Они гарантируют почти круглогодичный выпас коров и овец. Только на вос-точных склонах. на значительном отдалении от Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1), появля-ются широколиственные леса, состоящие из граба, бука. берёзы, осины и реже тиса. Жи-вотный мир более богат. Здесь встречаются серны, реже дагестанские туры, подлежащие охране, волки. У подножий промышляют грызуны, полевые мыши и суслики. Птичий мир состоит из красноклювых клушиц и альпийских галок, каменных куропаток и голубей. На склонах массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) рождаются две большие реки и несколько малых речек. Их в основном питают грунтовые и дождевые воды. Весной к ним присое-диняются талые воды из снежников северовосточного склона. Реки восточных склонов массива более многоводны. нежели западных и южных Под перевалом Кошанапу (К1елжин к1ак1) на высоте 2500 метров, берёт начало река Ханаг (её ещё называют Ру-гуджнир). которая через 27 километров впадает слева в реку Рубас. Непосредственно с Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) сбегает ручей Джуфунир, первый правый приток Ханаг-нир. Южные склоны массива служат истоком реки Кошанапу (К1елжин к1ак1). Долина этой реки служит физико-географической границей хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1), а сама река, зародившись на высоте 2820 метров, через 22 километра стремительного бега по каменистому ложу, впадает слева в Чираг. Надо отметить и небольшой ручей Буршаг-нерцв, сбегающий с вершинного купола 2800 м, и маловодную речку Сарннерцв, рождён-ную в глубоком логу южнее массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1). Оба последних водо-тока — левые притоки Кошанапу (К1елжин к1ак1). В ближайших окрестностях Джуфуда-га (Т1ит1ивжин к1ак1) берут начало рекг Шарихерк (бассейн Уллунир) и Рубас. Западная граница с Агульским районом проходит по хребту Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) и его восточному склону. Этот склон горы до с. Арчуг называются «Сивар-летные пастбища» и относятся к сельскому поселению «Кондик» МО «Хивский район». Этот склон горы Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) поделен на 3 участка: Большие «сильвы»-аьхю сивар, «сильвы» с. Арчуг -Арчгъварин сивар, «сильвы» Кадира-Кьадирин сивар. Под вос-точной вершиной хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) проходит великая дорога- дорога жизни- Дагдеретаб. Виды предгорий кажутся сошедшими с пасторалей итальянских художников. Пологие очертания утопающих в зелени холмов, желтые всполохи рододендронов по склонам, грушевое редколесье. В воздухе разноситься мычание, блеяние. С крутого склона сбегает крупная по нынешним временам отара овец, среди которых много еще совсем молодых ягнят. Приветствуем пожилого пастуха, разговариваем... Людей (скотоводов) из табаса-ранских сел, которые пасли скотину в летних пастбищах называли «сильвами»-сивариъ айи марччлихънар. Далёкая гора Джуфудаг и само табасаранское название горы (Т1ит1ивжин к1ак1) манит к себе пытливые умы. Много великих тайн, загадок и вопросов таит она в себе и сегодня. Но эта уже другая история. Еще Страбон указывал, что гелы живут между албанами и амазонками (4, XI. 5.1.). В «Армянской географии VII века» этноним гел написан в форме хел и помещен рядом с племенем (сильвы). В потверждение излагаемой версии можно добавить ещё несколько примеров: словом "гил" табасараны называют семя. Это слово, вероятно, сохранилось с древнейших времён и тогда означало скорей всего, не только семя чего-либо, т.е. внешний вид. Из всего выше сказанного следует, что предки табасаранов до 3-4 вв. назывались гелами «Галар» и они занимали не только горную и предгорную части Табасарана, но и равнин-ную, которую впоследствии пришлось под давлением сасанидов и арабов перебираться в горы, а часть жителей была ассимилирована завоевателями. Слово «Гел-Галар» зимние пастбища скотоводов. Осенью, когда морозы приближались, «сильвы» спускались с гор (сивар) на теплую равнину. Чилбы (чилбар, шилбар). Некоторые авторы путают силвов с чилбами, вернее идентифи-цируют. Это ошибочная позиция. Б.А. Арутюнян и А. Акопян локализуют и силвов, и чилбов рядом, но в Нагорном Ширване (178, стр. 89) (Кавказская Албания IV в. до н. э. - IV в. н.э.,.) Лбины (тпиги). А.А. Акопян считает, что чилбы и лпины обитали в верховьях реки Гирд-ман (попытка восстановления государственного образования Кавказская Албания была предпринята после прихода к власти в Персии Сасанидов). Да прав А.А. Акопян. Гарда-шан (Гардман) –древнее название города рядом с с. Хив, а река Гирдман –древнее назва-ние реки Могу дере (магъу дере). Чилбами называли жителей населенного пункта Атрик (Ч1илихъ) Табасаранского района.



полная версия страницы