Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

Исаев И. Р.: Уважаемый читатель! Читаем интерпретацию слова Даг-бара в научной литературе; тюрк.-перс. Даг-бара «Горная стена»)- эта неправда и ложь- это слово табасаранского языка (дагъларилан бару илч1ибк1на),

Исаев И. Р.: Табасаранская архитектура Горы, глубоко расчлененные множеством рек, многочисленные продольные и поперечные долины, сравнительно мягкий климат, широко распространен-ные леса, богатые дичью, наличие естественных убежищ - все это способст-вовало появлению в Дагестане постоянного населения еще в глубочайшей древности. Развитие отдельных отраслей ремесленного производства, прежде всего вы-плавки металла (в конце II - начале I тысячелетия до н. э.), было тоже непо-средственно связано с интенсивными порубками. Леса сокращаются посто-янно и продолжают испытывать все усиливающееся влияние хозяйственной деятельности человека. Особенно ощутимым это влияние становится в эпоху средневековья. В полосе верхних предгорий (высота над уровнем моря - 500-1000 м) распро-странены буковые, грабово-буковые, грабовые леса, на средних и нижних склонах предгорий - дубовые, грабовые и ясенево-грабово-дубовые. Значи-тельные массивы буковых лесов расположены в Табасаранском и Хивском районах. ...Необычайно широкое поле применения дерева в быту, огромная роль, ко-торую оно играло в интерьерах и фасадах домов, особенно в горном и пред-горном Дагестане, способствовали сохранению в резном дереве древних тра-диционных форм предметов и орнамента. В средние века резное дерево получает особое распространение в связи с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства в фео-дальную эпоху. Искусство резьбы по дереву достигает высокого уровня. Со-вершенствуются орудия труда, повышается качество деревообработки, рас-ширяется ассортимент изделий. В лесных районах возникают деревообраба-тывающие центры с развитыми навыками и традициями (в Табасаране и в других местах). Археологический материал дает возможность полагать, что на территории Дагестана во II-I вв. до н. э. и IV-V вв. н. э. уже сформировался локальный вариант культуры на базе албано-сарматской культуры. …Народные традиции, веками переходившие из поколения в поколение, от-ражены в различных сторонах произведения искусства: в его функциональ-ном, конструктивном и декоративном аспектах, в его художественном обра-зе. Они определяют его стиль, художественное видение его создателя, спе-цифику этого видения. Поэтому стиль памятников искусства находится в прямом соответствии с временем их создания, что позволяет относить их к той или иной эпохе и говорить о прогрессивном историческом развитии на-родного искусства, всегда отвечающего требованиям своего времени. …Правильно отмечая, что основные центры художественной резьбы по де-реву Южного Дагестана расположены на территории Табасарана, А. С. Баш-киров вместе с тем не выделяет тип ленточного орнамента, особенно распро-страненного в Табасаране. В 1951 г. вышли в свет статьи С. О. Хан-Магомедова "Народное жилище Южного Дагестана" и "Жилище табасаран". В 1956 г. была издана книга Г. Н. Любимовой и С. О. Хан-Магомедова "Народная архитектура Южного Даге-стана. Табасаранская архитектура". Авторы книги рассматривают главным образом основной тип жилого дома табасаран, окончательно оформившийся во второй половине XIX в… Дерево в архитектуре Табасарана в этот период продолжает сохранять конст-руктивное значение, а в декоративном оформлении фасадов играет главную роль. Нового расцвета это искусство достигает в середине XIX в., хотя с кон-ца века прослеживается его упадок. Авторы приводят в определенную систе-му разнообразные по характеру рисунка мотивы и формы ленточного узора ("плетенки"), типичного для монументально-декоративного искусства таба-саран. …Археологический материал позволяет считать современных дагестанцев потомками первобытных насельников Дагестана и наследниками их искусст-ва. Дерево исключительно широко внедрилось в быт горцев с древнейших времен. С ним связаны многочисленные местные предания, легенды, религи-озные представления. Обработка дерева, как отмечалось выше, является од-ной из наиболее ранних по времени отраслей ремесленного производства. Изучение народного зодчества и материальной культуры показало, что в ар-хитектуре и в быту дагестанцев дерево играло большую роль, чем камень. (Некоторые древние восточные авторы отмечают, что дерево у дагестанцев имеет культовое значение. "Священные" деревья и рощи и сейчас встречают-ся по всему Табасарану.) Деревянные изделия с декоративным убором разделяются на три группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта сравнитель-но мелкого масштаба. Первая группа. Декоративное оформление имеют следующие деревянные ар-хитектурные элементы фасада жилых сооружений: дверные и оконные ко-робки и их детали (косяки, наличники); створки ворот, дверей и окон; лод-жии, веранды, балконы (столбы, перила, карнизы); консоли карнизов; пере-крытия зданий, лоджий, балконов. Иногда покрываются резьбой продольные брусья в кладке каменных стен фасадов ("лежни"), продольные и поперечные балки перекрытия (балконов, лоджий, веранд). Богато орнаментируются деревянные опорные столбы внутри жилищ и мече-тей. В отдельных случаях украшаются резьбой балки потолка, нащельники, панели и лестницы, ведущие на второй этаж. Вторая группа. Декоративный убор имеют следующие виды мебели: закрома и лари (неподвижного и подвижного типа), лежанки, скамьи, кресла, стулья, табуретки, сундуки и тумбочки, В эту же группу входят большие деревянные ящики типа ларей, но своеобразной формы, представляющие собой комбина-цию скамьи и ларя, или лежанки и ларя, или же скамьи, лежанки и ларя, а также богато орнаментированные кафедры (минбары) мечетей и пюпитры для Корана и других богослужебных книг. Следует отметить, что главными элементами в системе декоративного оформления интерьера являются столбы и лари. В домах древнейшего типа (XV-XVI вв.) они выступают нерасчлененно, позднее же (конец XVI-XVII в.) становятся самостоятельными. Со временем выделяются особые типы стол-бов и ларей с их разновидностями на различных территориях. Древние об-разцы неподвижных ларей сохранились начиная с XVI-XVII вв. Третья группа в основном состоит из кухонной утвари и деревянных сосудов для измерения и хранения сыпучих тел и жидкостей. Большим разнообразием форм и размеров отличаются половники, ложки, вилки, пинтадеры (штампы для хлебов) и другая мелкая кухонная утварь. В эту же группу входят орнаментированные деревянные сетки (для сушки мяса, сыра), ковровые и ткацкие инструменты, гребни, чесалки для шерсти. В це-лом в третьей группе предметы датируются не ранее XVIII в. Все перечисленные предметы обычно располагаются (чаще развешиваются) в специально отведенных для них по традиции местах - на фасадах ларей и на столбах. Эта традиция, надо полагать, сохранилась и поныне. В Табасаране, производством деревянных резных изделий славятся селения Гуми, Ханаг, Ругудж, Хурик и многие другие. Черпаки, ложки, вилки изготовляют табасаранское селение Хурик и др. Мо-лотильные доски, лопаты, вилы изготовляются во многих селениях Табаса-рана. Табасаранские селения отличаются производством закромов и корзин с глиняной обмазкой, а также растительных красок. Отходников - мастеров по дереву в Табасаранском и других районах Даге-стана было немало. Они изготовляли деревянные изделия из материала за-казчика или добывали материал собственными силами. Именно на территории лесообильного Табасарана оформился особый тип столба с базой, шейкой и трапециевидной капителью (табасаранский тип). Развитие его художественной формы сравнительно хорошо прослеживается по памятникам, сохранившимся как в Табасаране, так и за его пределами. Вообще, табасаранские мечети являются наиболее оригинальными по форме (двускатная крыша, покрытая черепицей или камышом) и богатыми резьбой по дереву. Как правило, небольшие по размеру, они привлекают простой и ясной архитектурной композицией фасада. Интерьер мечетей украшают столбы, но с более роскошной резьбой. Весь архитектурный орнамент лен-точного стиля. Есть предметы с художественной резьбой, типичные для ин-терьеров мечетей Дагестана. Например, деревянный михраб, кафедра (мин-бар) и некоторые архитектурные элементы. Что касается неподвижных ларей, то в Табасаране, как и на территории всего Дагестана, они в наше время не встречаются, хотя не исключено, что в про-шлом они существовали. Пережиточной формой древней композиционной схемы, возможно, являются оформленные резными панелями многоярусные прямоугольные ниши в одной из стен кунацкой дома Гирейханова в с. Хив Хивского района. Однако стадиально более высокую ступень развития резь-бы по дереву в средневековом Табасаране сравнительно с другими террито-риями подтверждают в первую очередь совершенные формы резьбы архитек-турных элементов фасада. Об этом же свидетельствуют табасаранские под-вижные лари ("танх"), имеющие предельно четкую форму и единую систему орнаментации. О высокоразвитом искусстве говорят также окна, двери, стол-бы и лестницы с типичным ленточным орнаментом. В XIX в. одно- и двухпроемные окна, иногда с арочными вырезами, часто встречаются на кайтаго-табасаранской территории. В Табасаране в рассмат-риваемый период более распространены двухпроемные окна с деревянными резными элементами. Форма проемов прямоугольная. Часто их орнамент имитирует арочное завершение. Коробка такого окна состоит из пяти мас-сивных элементов (двух горизонтальных и трех вертикальных). Створки вращаются на шипах и подпятниках. Сравнительно сложная конструкция и небольшие размеры позволили мастерам весьма разнообразно решать их де-коративное оформление. Оконные коробки, как и дверные, изготовляются из ореха или дуба. Неотъемлемым элементом композиции орнамента табасаранских окон явля-ется бордюр, проходящий по краям проема. Бордюром служит чаще всего мотив в виде косы или гофрированной ленты. Сегменты, имитирующие аркообразное завершение, украшаются волютооб-разными фигурами и сочетанием полукружий и четвертей окружности. Ос-тальная орнаментируемая поверхность занята строчной композицией из цепи переплетающихся геометрических фигур (кругов, квадратов, ромбов), неред-ко пересеченных лентами (по осям круга или диагоналям квадрата). Строчной узор вертикальных элементов прерывается у верхнего края окон-ной коробки. Нижние концы его, соединяясь с узором нижнего горизонтального элемента, образуют оригинальное Ш-образное обрамление всей оконной коробки; Иногда орнамент не выделяет отдельные части (верх, низ) окна. Нередко го-ризонтальные и вертикальные элементы имеют разнохарактерный рисунок или по древней традиции сохраняют самостоятельное направление. Благода-ря этому мастеру удается создать исключительно живые композиции орна-ментального убора. Вертикальные железные прутья, ограждающие проемы и применяемые край-не рационально, также несут определенную декоративную нагрузку - пере-кликаются с линиями ранта. Одному и тому же мастеру Моллашахбану из Ягдига Табасаранского района (умер в 1890 г.), принадлежат двух- и трехпроемные окна, столб балкона на и передняя стенка ларя. Некоторая монотонность, граничащая с сухостью, ковровый характер орнамента в целом, небогатое разнообразие мотивов от-личают выделенные произведения от других, более ранних однотипных па-мятников. Вместе с тем отмеченные стилистические особенности позволяют говорить о совершенстве декоративной формы в произведениях Моллашах-бана из Ягдига и относить их к числу памятников, завершающих определен-ный этап развития искусства резьбы по дереву в Табасаране. В некоторых табасаранских селениях верхних предгорий (Урга, Ляхля, Кю-ряг, Тураг, Халаг) окна орнаментируются почти независимо от их конструк-ции. Лента простого или сложного рисунка (сочетание "косы", рифленой ленты, желобков с косыми насечками), непрерывно двигаясь по орнаменти-руемой поверхности, рисует крупные фигуры - кругообразные и ∞-образные петли. Остальные участки оставляются свободными от узора или заполняют-ся рисунком, органически не связанным с основной композицией. Однопроемные окна в Табасаране встречаются реже. Они бывают квадратной и прямоугольной формы. Орнаментируются по тому же принципу, какой ис-пользован в декоре двухпроемных окон. Наружные двери или ворота домов, как и окна, особенно богато орнаменти-рованы на территории Табасарана. В основном сохранившиеся резные двери относятся к XIX-XX вв… На территории Табасарана в арочных дверных проемах концы арочных пят изредка снабжаются полукруглыми уступами, обращенными внутрь проема. Очень редко встречаются в Табасаране дверные проемы с прямоугольным завершением… С конца XIX в. в архитектуре жилищ Табасарана, когда все большее распро-странение получают лоджии, богатая декоративная резьба окон и дверей по-степенно теряет свое прежнее значение, уступая место "кружевам" сквозной резьбы. Последняя своим ажурным обликом производит внешне более эф-фектное впечатление, чем прежняя глухая резьба. Композиционным центром фасада теперь становятся лоджии и навесные балконы. Техника резьбы по дереву Обработку древесины мастера-резчики производят с учетом многовековых традиций, прочно укоренившихся в народном быту. Такие традиции сущест-вуют и в отношении художественной формы предметов быта, их конструк-ции и приемов декоративной резьбы. Народные мастера для различных видов изделий обычно стараются исполь-зовать определенную породу древесины. Например, для изготовления ларей, закромов и сундуков наиболее подходящими породами считаются липа и чи-нара. На переднюю стенку ларя идут лучшие доски, от нее, в сущности, зави-сит выбор породы дерева для порубки. Передняя стенка ларя чаще изготов-ляется из древесины ореха, сосны, чинары или липы, а остальные элементы - из менее ценных пород. Из липы делают также молотильные доски, кадки, бочки, ложки. Круглые подносы и корыта вытачиваются из орехового дерева и клена. Для изготовления корыт нередко используется также вяз. Кружки, поставцы для ложек, мерки, бокалы, солонки делаются из сосны. Для изготовления ложек и вилок наиболее подходящей считается древесина груши или барбариса. Столбы, балки, элементы окон и дверей предпочитают делать из дуба. Древе-сина дуба не годится для мелкой резьбы. Дуб является редкой породой, так же как граб, вяз, бук и др. При выборе пород дерева для изготовления того или иного предмета в каж-дом отдельном случае учитывается податливость материала для обработки, его прочность, упругость, плотность и структура древесины. Для резьбы узора наиболее пригодным считается ореховое дерево. Орех по консистенции плотный и достаточно упругий, чтобы сохранить рисунок узо-ра при резких ударах. За ним идут липа и сосна. Древесина сосны сравни-тельно легко поддается обработке. Поэтому деревянные столбы XI-XII вв. (памятники с. Рича) с глубокой и энергичной резьбой, изготовленные в Таба-саране сделаны из сосны. Тпигские памятники (столбы и двери XIV-XVI вв.) и многие столбы, окна, двери XIX-XX вв. из Табасарана изготовлены из оре-хового дерева. В деревянных изделиях позднего происхождения (конца XIX - начала XX в.) из орехового дерева и липы обычно изготовляется только ли-цевая (фасадная) часть предмета… Разные породы дерева и виды кустарников используются для получения раз-личных растительных красителей, идущих для окрашивания деревянных из-делий. Так, из барбариса изготовляется желтая краска, а из коры дуба - оран-жевая. Из ягод смородины делают черную краску. В Дагестане встречается много своеобразных художественно-технических вариантов декоративной резьбы, придающих этому простому, домашнему, повседневному искусству весьма оригинальный и богатый выражениями ха-рактер. Наиболее распространена на территории Дагестана одноплановая и двухплановая резьба, очень редко - многоплановая. Выделяется восемь видов художественной резьбы… В резном дереве дагестанцев с давних времен применяются краски черного, красного, оранжевого и желтого цветов. Желтая краска добывается из коры барбариса путем кипячения ее в воде. Из его же листьев (побегов) после сушки, растирания в порошок и кипячения получают черную краску. Из кор-ней барбариса добывают коричневую краску, а из плодов - красную. Яри длительном кипячении коры дуба в воде также можно получить красную краску. Путем смешивания сажи или порошка древесного угля с кровью жи-вотных, яйцами и молоком добывают темно-красную или черную краску (цвет зависит от процентных отношений смешиваемых веществ). Для полу-чения черной краски жарят и ячмень до обугливания. Затем зерна смешивают с водой и дают им размякнуть. Мягкую массу процеживают через тряпку. Полученную жидкость кипятят, посыпая сажей. Для того чтобы краска бле-стела, после сушки и полировки деревянной поверхности шерстяной тканью в краску добавляют вещество "санк" (пережженный на огне трут). Черную краску добывают также из ягод смородины. Рассмотренные выше памятники сохраняют своеобразие узоров. Это дает возможность безошибочно выделять работы отдельных мастеров и устанав-ливать авторство некоторых произведений. В этих работах великолепно ис-полнена резьба, хорошо найдены соотношения как размеров предмета, так и орнамента с фоном (см. работы Гази из Гуми на рис. 102, 103, Моллашахбана Менту Али на рис. 227, 228). Здесь орнаментируемая поверхность как бы пронизана единым чувством, единой мыслью. Резьба по дереву Древнейшие памятники искусства деревообработки на территории Дагестана. Группа памятников XI-XV вв. Памятники XVI-XVIII вв. Памятники XIX-XX вв. Памятники XI-XV вв. Во вторую группу памятников входят деревянные столбы, сохранившиеся в средневековых мечетях Центрального и Южного Дагестана. Столбы, рассматриваемые в этом разделе, принадлежат к двум основным ти-пам - табасаранскому и универсальному. Табасаранский тип резко отличается от остальных. Он имеет расчлененную форму: капитель в виде перевернутой трапеции, сильно выраженную шейку; в сечении ствол столба образует прямоугольник (редко квадрат) со срезан-ными углами и базу в виде четырехгранной призмы. Особенности формы свидетельствуют о том, что данный тип столба вначале, видимо, был рассчи-тан на четырехстороннее обозрение. Универсальный тип столба состоит из подбалки (оголовья) в виде горизон-тального бруса (призмы) и ствола, обычно прямоугольного в сечении, т. е. имеет Т-образное завершение. Самые древние из рассматриваемой группы памятников - деревянные столбы средневековой мечети в с. Рича Агульского района.. Размеры столбов указаны на рисунках. Все пять рассмотренных столбов из-готовлены в отдельных селениях Табасарана и подарены обществами этих селений ричинской мечети. Названия селений установить не удалось. Но это не мешает рассматривать ричинские столбы как произведения формирующе-гося профессионального искусства… Отмеченные стилистические особенности имеют прямые аналогии в памят-никах монументального искусства из Табасарана. Например, глубокую дву-скатную резьбу, данную в сочетании с фоном, имеет каменное надгробие XI-XII вв. из с. Джули Табасаранского района. Оно датируется на основании тех же палеографических признаков, что и надпись на столбе ричинской мечети. (В литературе данный мотив получил название "византийская ветка". Отмеченные мотивы не играют значительной роли в орнаментации наших столбов. Главной составной частью орнамента являются мотив "жгута" из двух лент и производные от него более сложные мотивы. Мотив "жгута", как известно, является древневосточным. В кавказское, и в частности в дагестанское, искусство он, видимо, проник вместе с христиан-ством и под влиянием раннесредневекового искусства Востока и Византии. (Вообще, история искусств не дает четкого ответа на вопрос о происхожде-нии ленточного орнамента. Памятники XVI-XVIII вв В данный раздел входят памятники резьбы по дереву, относящиеся главным образом к концу периода образования крупных селений в Дагестане. Здесь ведущую роль сыграла архитектура жилища. Она в наибольшей мере способ-ствовала развитию нового этапа в монументально-декоративном искусстве и окончательному оформлению отдельных школ художественной резьбы по дереву. Ко второму (табасаранскому) типу относятся формы столбов, подробно опи-санных в предыдущем разделе. Важно отметить, что форма столба табаса-ранского типа связи со структурой перегородки или каркаса древнего одно-камерного жилища (табасаран) не обнаруживает даже в самых ранних образ-цах. Достаточно обстоятельно описанный С. О. Хан-Магомедовым южно-дагестанский вариант такого жилища сохранил пережиточные формы пере-городки и каркаса, но лишен центральной опорной стойки, или столба. Функцию последнего выполняет матица ("харанг") с несколькими короткими столбами - бабками. Универсальный тип столбов в XVI-XVIII вв. и в более поздний период испы-тал на себе влияние столбов табасаранского типа. Последние, как уже гово-рилось выше, встречаются в мечетях сравнительно далеко за пределами Та-басарана. Будучи оригинальными по форме, декоративно выразительными по силуэту, богатыми по своему орнаментальному убору, они не могли не по-влиять на формы столбов жилища. Вместе с тем в различных школах орнаментального искусства (в Кайтаге, Та-басаране, в горной зоне у рутулов и аварцев) чаще, чем прежде, обнаружива-ется разностильность орнамента или стремление к единому типу орнамента в каждой отдельной школе. Это достаточно ярко отражают декоративный убор резных деревянных столбов и резьба по камню. Во всех типах орнамента раз-виваются декоративные качества схем. В монументально-декоративном ор-наменте резного дерева больше чем когда-либо распространяются сетчатые узоры. Для всех памятников этого периода характерна также сравнительная ограниченность технико-декоративных средств. Почти постоянно встречает-ся сочетание двух вариантов техники - низкой плоской резьбы и графической отделки внутри силуэта. Памятники XIX - начала XX в XIX и началом XX в. датируется наибольшее количество памятников рас-сматриваемого искусства. Но, как и прежде, в раздел включена определенная группа предметов, ярче представляющая данный этап искусства дагестанских резчиков по дереву. В XIX - начале XX в. рост масштабов строительства и эволюция дагестанско-го жилища побуждают мастеров к интенсивным поискам, к развитию декора-тивных возможностей бесчисленных вариантов традиционных типов столбов и ларей, в особенности связанных с интерьером жилища… Столбы в XIX в. теряют былую массивность форм, увеличиваются размах их подбалок и размеры капителей. Постоянно усложняется силуэт подбалок, де-тали декора дробятся. Однако композиции столбов в целом остаются в пре-делах прежних декоративных вариаций. Превалирующей становится форма столбов универсального типа. Первый тип столба фактически сливается с ним… Представлен один из четырех столбов ричинской мечети, изготовленных в 1821 г. (1237 г. хиджры) табасаранскими мастерами Ахмедом из с. Гуми и Адамом из с. Уртиль (Хивский р-н). Надпись с датой находится на камне в кладке стены. Такая же дата нанесена на оконную коробку снаружи. Во внешнем облике столбов бросается в глаза дробность форм (сильное члене-ние) и изменения в общих пропорциях частей. Столбы обнаружены в мечетях селений Хоредж и Чере Хивского района, по-строенных приблизительно в середине XIX в. Надписи о времени построения имеются в кладке стен мечетей. Контуры капители первого столба повторяют обобщенный силуэт капители описанного ранее хрюкского столба XVII в., у которого подбалка сливается с капителью. Боковые линии капители столба из Хореджа имеют небольшой изгиб. Они подчеркнуты широкой лентой со сложным рисунком, как у стол-бов из тпигской мечети XIII-XIV вв. Углы капители снабжены отростками. Орнаментирован столб со всех сторон равномерно. Рационально осмыслен-ные размеры и хорошо продуманные во всех деталях схема орнаментальной композиции и рисунок узоров придают массивному столбу известную лег-кость и живость, скрывая огромный труд мастера, положенный на изготовле-ние богато оформленного столба из цельного (полутораметрового диаметра) бревна орехового дерева. Мастером является известный по всему Табасарану Гази из с. Гуми (Гуми Гази, умер в 1890 г.). Второй столб по облику также массивен. Размеры капители (ширина - 130 см, высота - 140 см) близки к размерам квадрата. Высота капители укладыва-ется в общую высоту столба (290 см) два раза*. Характер трактовки рисунка узора (четкая проработка деталей, умеренное использование фона) и некото-рые другие черты орнамента позволяют второй столб также считать произве-дением Гуми Гази, несмотря на некоторую скованность декора и обобщен-ные формы. Во второй половине XIX в. в форме столбов усиливается стремление к вытя-нутости по вертикали и обобщенному силуэту, а в орнаменте к плоскому сплошному узору, имеющему рафинированные формы. Отмеченные выше наиболее характерные черты стиля резко выражены в декоративной форме столба из с. Ругудж Табасаранского района. Столб изготовлен в 1856 г. мас-тером из с. Хурик Магамой. Аналогичную форму и декор имеют столбы середины и второй половины XIX в. из с. Ханаг Табасаранского района. Все они имеют вытянутые по вер-тикали формы капителей; шейка отсутствует или же, наоборот, утрирована. В центральных столбах фасадов мечетей с. Ругудж особо выделены сильно выступающими венцами шейки и завершения в виде декоративных подбалок с симметричными волютообразными отростками. Подбалки иногда изготов-ляются из отдельного куска дерева, орнаментируются самостоятельно или заодно с капителью. Орнамент столбов имеет единый плоский тон - "ковро-вый" характер. Выразительным примером, определяющим характер эволюции художествен-ной формы столбов второй половины XIX в., является столб из с. Ханаг. Он отражает в наиболее завершенном виде тенденцию к обобщению художест-венной формы столба и декора. Здесь ствол незаметно переходит в капитель, шейка отмечена крайне условно, только узором - горизонтальной "косой". В орнаментации рассмотренных выше столбов лишь несколько вариантов узора и мотивов. В их основе лежат переплетения из концентрических ок-ружностей, полукружий, квадратов, волютообразные и дискообразные отро-стки, "коса". В жилищах табасаран (на фасаде и внутри) во второй половине XIX в. чаще встречаются скромно оформленные (иногда орнаментированные ленточным узором) столбы без капителей, завершенные призматической формы подбал-кой. Интересные образцы столбов конца XIX в. из мечети и жилища с. Ягдиг Та-басаранского района представлены в работе Г. Н. Любимовой и С. О. Хан-Магомедова. Они, несомненно, изготовлены одним и тем же мастером. В целом орнаментация табасаранских ларей имеет "ковровый" характер, т. е. фон не играет декоративной роли, но в одной группе селений Хивского и Та-басаранского районов (Кондик, Дюбек, Ягдиг, Хапиль, Чувек) встречаются лари, орнаментированные по явно архаичному принципу. Здесь поверхность орнаментируется только кругами большого диаметра, рисуемыми лентой в виде тройных двускатных желобов "Народная архитектура Южного Дагестана. Табасаранская архитекту-ра"Г. Н. Любимова, С. О. Хан-Магомедов

Исаев И. Р.: На территории Табасаранского района тоже имеются сёла носящие нетабасаранские названия, но древние, изначально табасаранские названия некоторых сёл каким-то чудом сохранились до наших дней, вот они: Дарвагъ - Гъвах, Марагъа(Мягьрягъ) - Дишит1, Дюбек - ТIивак...


Россиянин: Исаев И. Р. пишет: На территории Табасаранского района тоже имеются сёла носящие нетабасаранские названия Это неприятный факт говорит о том, что часть Табасарана до сих пор находится под оккупацией. Самое обидное то, что никто даже и не помышляет переименовать эти сёла на исконно табасаранские.

Исаев И. Р.: Существовала ли южнее Дербента третья линия укреплений Рубасская? И. И.Лерх, проезжавший по Каспийскому проходу в середине18 века, сооб-щает о существование южнее Дербента третьей древней (античной) оборони-тельной линии (ее восточный конец севернее р. Самур у выхода на равнину реки Рубас, где горы близко подходят к морю) в виде высокого вала от моря до гор и показывает ее на помещенной в его книге (опубликовано в 1791 го-ду) на карте Ширвана и Дагестана, снятой в 1747 году. На карте она в 2 раза короче Горной стены и отличается от нее по начертанию. Если в Горной сте-не, прямоугольные форты чередуются с прямолинейными участками стены, то Рубасская линия изображена в виде единой стены с треугольными вы-ступами в сторону севера. И. И. Лерх, описывает свой путь на юг из Дербента, называет конкретные се-ления и реки, где он наблюдал Рубасскую стену. Перейдя Рубас, И. И.Лерх миновал селение Араблар (где живут арабы), проехал 15 верст и еще 5 верст до леса, где и достиг высокой древней стены, которая начинается у моря в 6 верстах ниже, а затем поднимается высоко в горы. Местами стена достигает 20 саженей… Существовала ли пятая линия укреплений в Прикаспийском проходе Дар-вагская? Об одной из-них сообщает Е. И. Пахомов. «Дербент –пишет он, - не закан-чивается ряд «длинных стен»: севернее в километрах 6-7 за ст. Огни, от предгорий отделяется вал, идущий по направлению к морю. Проезжаю в 1928 году мимо его начала у предгорий, я не имел возможности проследить его дальше, но видимая с дороги его часть вполне походила на описанные выше глинистые валы в которые превращаются при своем разрушении «длинные стены» из сырцового кирпича... Отвечаю: Да! Существовали и Рубасская и Дарвагская линии укреплений. Возникает вопрос: Для чего? Ведь растерзанная многочисленными войнами древняя Кавказская Албания пала не на полях сражений, а заселением или переселением сасанидами мно-гочисленных племен и народов из Персии на Прикаспийскую низменность т.е. в древнюю Кавказскую Албанию. А образованная провинция Кавказской Албании при появлении гуннов Табар-сар-аран вела ожесточенные войны с сасанидами. Вот поэтому были построены Рубасская и Дарвагская линии ук-реплений.

Исаев И. Р.: В своих планах по завоеванию Ширвана османское правительство определенную ставку делало на поддержку и военную помощь соседних с Ширваном северокавказских областей. Известно, что в конце 1577 – начале 1578 гг. османский двор направил письма дагестанским правителям, в которых предлагал им признать сюзеринетет султана и выступить против Сефевидов, при этом обещая им «щедрое вознаграждение за их верную службу». Письма были направлены конкретно правителям Аварии, Кайтага, Кумуха, Табасарана и Шахрух Мирзе из рода ширваншахов. Получив подкрепление в живой силе и вооружении от крымского хана, Осман-паша решил, что, наконец, настало время отомстить им за причиненные беды. 2 ноября 1579 г., поручив оборону Дербента правителю Азова – Мухаммед-беку, Осман-паша выступил из крепости. Его сопровождал Гази Гирей-хан во главе 1000 татар. С распространением в окрестных селах вести о намерении Осман-паши, отряды из Кума, Табасарана, Кайтага, кыпчаки скопились в местечке Кюре богазы, чтобы дать бой объединенным османо-татарским войскам. Это сражение происходило в горном ущелье. Первыми в бой вступили войска крымских татар во главе с Гази Гирей-ханом, а вслед за ними пошли отряды Осман-паши в сопровождении пушек – шахи-зарбзаны. В ходе битвы османо-татарские войска, потеряв 200 человек убитыми, нанесли поражение и обратили в бегство отряды северокавказцев. Последние, по данным Зафарнаме, потеряли тысячи человек убитыми. Преследуя противника, османо-татарские войска на расстоянии 50-60 фарсахов разрушили и разорили 60-70 окрестных поселков. Это событие, на наш взгляд, имеет важное значение: если отдельные нападения и избиения османов со стороны местного населения этих областей можно было бы рассматривать как вылазки местных разбойничьих отрядов с целью грабежа и наживы, то попытка такого организованного выступления свидетельствует о широком распространении в этом регионе антиосманских настроений. Историк Фазлуллах ибн Рузбихан ал-Хунджи в сочинении «Тарих-и алам ара-и амин-и» (XV век) писал: «Когда дар наследования дошел до Джунейда, он изменил образ жизни своих предков: птица душевного беспокойства снесла яйцо жажды власти в гнезде его воображения. Ежеминутно он стремился завоевать какую-нибудь страну или область». Против шейха Хайдара поднялось не только местное население, но и войска султана Якуба Ак-Коюнлу поспешили на помощь ширванцам. Духовные авторитеты признали шейха агрессором. Таким образом, он сделался врагом всего Кавказа. Чувствуя это, он в спешном порядке направился на север, в сторону Дербента, Табасарана и Кубачи. Там, в Верхнем Табасаране, разгорелась невиданная доселе битва. Загнанные в угол, кызылбаши не хотели сдаваться, поэтому обе противостоящие стороны несли большие потери. Переломный момент в сражении наступил только после того, как пущенная чьей-то меткой рукой стрела вонзилась в шею Хайдара, и он свалился с коня на землю. Это поколебало ряды кызылбашей, и они бежали в разные стороны, позорно бросив на произвол судьбы раненого шейха, которого считали «сыном Бога». Этим воспользовался Али-ага, один из телохранителей султана Якуба Ак-Коюнлу и, отрезав голову шейха, принес ее своему непосредственному командиру. Тот отправил ее с гонцом к Якубу Ак-Коюнлу. Султан велел выставить голову на всеобщее обозрение, а потом отправить к матери шейха.

Исаев И. Р.: 1807 г. – Награждение Султан-Ахмед-хана аварского и уцмия кайтагского Адиль-хана чинами генерал-майоров, а Магомед-кадия табасаранского – чином полковника.

москва-сити: Магомед-кадия табасаранского – чином полковника. Почему среди награждёных нет майсума табасаранского?

Исаев И. Р.: Это и есть официальная версия властей. Есть еще 2 версии. По одной из версий Бегляр похоронен в 7 метрах от орехового дерева в с Чере. По другой версии Бегляра освободили надзиратели, прорубив отверстие в задней стене касумкентской тюрьмы и проводили его до реки Самур. Материалы о жизни и деятельности Бегляра Акимова опубликованы в Дагестанской правде от 27 марта 1993 года и от 24 августа 1995 года. 4 октября 2000 года Акимову Бегляру исполнилось 100 лет. В честь этого в 2000 году вышла книга в городе Баку «Дорогами испытаний и побед» Табасаранского Гаджимурада Беглеровича - сына Бегляра Акимова о своем трудном детстве, о родителях о близких и родных…

Исаев И. Р.: …До 1938 года везде я числился как Бегляров. Настоящая фамилия по отцу была Акимов Хаджи Мурат Беглярович. Когда появилась необходимость в прописке для определения постоянного места проживания в городе Баку и обрести право проживания в общежитии автодорожного техникума потребовали с нас паспорт родителей. Отец пропал без вести, поэтому пришлось предьявить паспорт матери-Табасаранской Фатьмы Ахмедовны. ЗАГС Октябрьского района города Баку выдал мне метрики по фамилии Табасаранский Гаджимурад Беглярович. Новая фамилия еще больше осложнила мою жизнь. Оказываются табасаранские беки имеют богатую историю, генелогия которых уходит в глубь веков… …В городе Баку я встретился с двоюродным братом Алиевым Нариманом Абдулхалиловичем, отец, которого находился на фронте, а мать скончалась в молодом возрасте. Нариман Алиев воспитывался в ремесленных училищах номер 7 и2 города Баку. С 14 лет познал трудности жизни и нужду… Он своим трудом достиг выдающихся успехов. Сам стал воспитателем гигантских коллективов. Он является героем Социалистического труда, академиком, многократно избирался народным депутатом… В книге за власть Советов в Дагестане рядом с Аллахвердом Акимовым-дядя отца стояло имя отца Бегляра Акимова. Гаджимет Сафаралиев дает подробное описание о героических поступках моего отца Бегляра…

Исаев И. Р.: (В приобщении дагестанских девушек к светскому образованию определенный вклад внесло Бакинское четырехгодичное русско-мусульманское Александрийское женское училище, открытое в 1898 г. с целью дать элементарное образование девушкам. Это училище Тагиева в разное время окончили аварки Маликова Патимат, Карнаилова Айшат, табасаранка Табасаранская Фатьма, лезгинка Алкадарская Шахрузат, кумычка Казиханова из Кафирку-муха, Гайдарова Иглима из Дербента и др. девушки, которые начали педагогическую деятельность в дореволюционных школах Дагестана).

БЕРГМАН: Исаев И. Р. пишет: В городе Баку я встретился с двоюродным братом Алиевым Нариманом Абдулхалиловичем, отец, которого находился на фронте, а мать скончалась в молодом возрасте. Нариман Алиев воспитывался в ремесленных училищах номер 7 и2 города Баку. С 14 лет познал трудности жизни и нужду… Он своим трудом достиг выдающихся успехов. Сам стал воспитателем гигантских коллективов. Он является героем Социалистического труда, академиком, многократно избирался народным депутатом… Этот Нариман Абдухалилович Алиев табасаранец или речь здесь идёт об кумыке-академике, директоре совхоза-миллионера в Дербентском районе, несколько лет тому назад убитого неизвестными в Мамедкале вместе со своей женой?Правда у него отчество Абдулхаликович...

Исаев И. Р.: Уважаемый Бергман: Это не я встретился. Эти отрывки из книги «Дорогами испытаний и побед» Табасаранского Гаджимурада Беглеровича - сына Бегляра Акимова. Просто этот сайт неудобный. Да речь идет о нем. Скорее они по материнской линии двоюродные братья.

Исаев И. Р.: …26 декабря 1915 г. подполковник Крылов доложил начальству, что формирование полка закончено, а на следующий день он сдал полк новому командиру полка полковнику Абдулла-беку Табасаранскому, прибывшему из 1-го Дагестанского конного полка. В эти же дни полку было вручено Георгиевское знамя бывшего Осетинского дивизиона, полученного: за отличия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. После расформирования дивизиона знамя хранилось во Дворце Начальника Терской области. К этому радостному событию прибавилось еще одно: вахмистры Виссарион Хадиков и Константин Сокаев за боевые отличия получили Георгиевские кресты 1-й степени и стали полными Георгиевскими кавалерами. Виссарион Хадиков вскоре был произведен в прапорщики и продолжил службу уже офицером. В начале января 1916 г. полностью укомплектованный Осетинский конный полк отбыл на фронт. В его рядах состояли: командир - полковник Табасаранский; помощники командира полка - подполковники Крылов и Кобиев; командиры сотен - поручик Юшков, подъесаул Белогорцев; штабс-ротмистр Обухов; поручик Смирнов; штабс-ротмистр Чистяков; капитан Меркулов, а также ротмистр Панфилов, капитан Дзугаев, штабс-ротмистр Нагайбаков, поручики Шамилев, Торчинов, Цаллагов, Макуев, Мальсагов; сотник Стороженко; корнеты Дзугаев, Кокаев, Церпицкий; прапорщики Бакрадзе и Кошуба. …Прибыв на фронт, Осетинский конный полк вновь вошел в 3-ю Кавказскую казачью дивизию, составив с 1-м Дагестанским конным полком 2-ю бригаду. Из Буковины дивизия было переведена в Полесье и включена в состав 4-го конного корпуса генерала Гилленшмидта. Летом 1916 г. началось наступление Юго-Западного фронта, а в бездонных трясинах Полесья без всякой пользы завязло семь превосходных конных дивизий, о них словно забыли. Но они своего часа дождались и, посланные в наступление, наголову разбили германцев в боях у Галузии, Волчецка и Маневичей… Архивные данные свидетельствуют и о службе Ахмеда Бутаева. Так, 28 октября 1914 года, «проводя разведку боем, сотня 1-го Дагестанского конного полка под командованием ротмистра Бутаева взорвала часть железнодорожного пути в направлениях Дембице-Тарнов и Тарнов-Шуцин». О доблести дагестанцев, проявленных ими в боях, можно судить по рапорту и. о. командира полка подполковника Табасаранского начальнику штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии: «Ротмистры Мусалаев, Доногуев и Бутаев за кампанию 1904 - 1906 гг. уже имеют все младшие ордена. Больше представлять их не к чему. Прошу, если есть возможность, вашего указания, как быть с их дальнейшим представлением. Можно ли просить о Высочайшем благоволении или подарков по чину?» В данном случае имеется в виду Доногуев Шамсуддин, старший брат Мугудина, который вместе с еще одним братом Джамалуддином также достойно проявил себя в военных действиях.

Исаев И. Р.: Распад майсумства Табасаранского. В XVI в. вся территория, населенная табасаранцами, была объединена в единое владение - майсумство. Майсумы Табасарана, как и другие феодальные владетели, делали все, чтобы расширить границы своего владения. Им на некоторое время удалось даже подчинить своей власти ряд сопредельных лезгинских сел. Особенно активную политику в этом направлении проводили майсумы Зихраров и его сыновья Ак-Майсум-хан и Хусейн-хан Майсум. Однако сколько бы майсумы ни старались, они не в силах были приостановить процесс феодального дробления владения. Начавшийся еще в предыдущую эпоху распад табасаранского владения завершился в начале XVII в. образованием двух самостоятельных владений: майсумство плюс владения главы местного мусульманского духовенства — кадия Табасарана, а также полунезависимые союзы сельских общин в горной части, известные под общим названием Девек-Елеме. В 1630-1631 гг. вооруженные крестьяне дагестанского Табасарана расправились с представителем майсумского рода. Восстание было подавлено с помощью войск иранского шаха. Предводитель восставших Шава-ага и другие были жестоко наказаны.



полная версия страницы