Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

Исаев И. Р.: Составитель книги Дербенд-наме неизвестен. Сохранились варианты, как говорят на азербайджанском, персидском и арабском языках. Они различаются между собой полнотой, содержанием и охватом времени. Достаточно посмотреть на Примечания и комментарии к переводу "дербенд-наме" и все будет понятно, как пишутся истории и откуда они появляются.

Исаев И. Р.: Недалеко от Джума-мечети в Дербенте была расположена баня, где можно было совершить полное омовение (гусль). Перед входом в мечеть врыт каменный столб — молчаливое напоминание о прошлом. По преданию, здесь иранский Надир-Шах, напавший в 1741 году на Дагестан (Кайтаг и Табасаран), велел насыпать холм из человеческих глаз. Этой экзекуции подверглись жители непокоренных аулов.

Исаев И. Р.: Дагестанские феодалы (ханы аварский, мехтулинский, казикумухский, табасаранский, уцмий каракайтагский и др.) и феодальная знать различных народностей Чечни и Дагестана в 1819 объединились и начали поход на Сунженскую линию. Восставшие разбили один из русских отрядов, но затем в 1819-21 потерпели ряд поражений. Владения хана мехтулинского были переданы шамхалу Тарковскому, владения уцмия и хана казикумухского - др. феодалам, к-рых подчинили рус. комендантам. Табасаранское ханство и многие аулы чеченских и дагестанских племен были разорены, ханства Шокинское, Ширванское, Карабахское - ликвидированы. ------------------------ Табасаран поддерживал связи с соседями разного направления торговыми путями. Согласно имеющимся сведениям, через Табасаран проходила дорога «из Северного в Южный Дагестан, минуя Дербент..., мимо Иран Хараб, по долине Меньшего Дарбаха, на Майдан Булак, через деревню Дарбах и, переходя Дербентскую стену и крутизну Табасаранского хребта по долине Деремержлер, которая переменилась у деревни Маграга в страшной глубокой дефиле теснистыми каменистыми проходами, до урочища Девичу Магатан. От сего места разделилась на две другие дороги: идет в Дербент и к большой дороге, Ельчи юл называемой... Другая же табасаранская дорога идет от Майдан Булака вверх по долине Меньшего Дарбаха через деревню Зыл, Дербентскую стену и Табасаранский хребет, деревню Пенчи, урочище Кадучи, мимо деревни Маграги, узкими проходами и теснистыми каменистыми местами к урочищу Девичу Магатани и далее». Из внутренних путей особо значимой была дорога «по маршруту Хараг-Хучни- Ляхля-Кувиг-Хив и т.д.», которая называлась «вилаятарин» («дорога владений»). -------------------------- Однако табасараны, опередив противника, сами заняли это ущелье и нанесли ему значительный урон. Отправленный на помощь попавшим в беду иранцам 10-тысячный отряд правителя Грузии Хан Джана не спас положение. На следующий день потребовалось вмешательство самого Надира, который перебросил туда же новые силы, надеясь внести перелом в ход битвы, продолжавшейся двое суток. Самоотверженно сражавшиеся горцы навалились с такой силой на персов, что они, не выдержав натиска, дрогнули и стали пятиться… …Получив это известие, шах поспешил к селению Дюбек, надеясь разгромить горцев в открытом бою. Но те успели занять вершины и склоны горы у входа в главное ущелье и преградили путь противнику. В последовавшей битве «с Сурхаем, - пишет Мухаммед-Казим, - Надир был ранен в руку, но не покинул поле битвы», хотя его воины были окружены горцами. Для прорыва из окружения шах свел свои силы в три отряда с конкретной задачей для каждого: « двенадцать тысяч человек из хорасанских стрелков под командованием Заман-бека и Исмаил-бека, тысячников из Мешхеда и десять тысяч узбеков во главе с Рагим-ханом должны были сражаться с табасаранами», а третий отряд в одиннадцать тысяч человек идти в Дюбек для подавления этого очага сопротивления. ……… Табасаранские кадий и майсум, Магомед-хан Казикумухский, кайтагский уцмий Амир-Гамза стянули свои войска к берегам реки Самур, чтобы напасть на Кубу - резиденцию Фатали-хана. Собрав войско Фатали-хан выступил им навстречу. В 1774 г. в Кубинском уезде в местности Гавдушан сошлись два отряда, где и произошло кровопролитное сражение. ……….. Войска майора Криднера, состоявшие из 1411 солдат и офицеров с 6-ю артиллерийскими орудиями вступили в Табасаран по дороге, «идущей через кадиеву деревню Зиль к деревне Ерси». Табасараны уклонились от боя и укрылись «в крепкие места гор». Криднер, не рассчитав своих сил, зашел слишком далеко в глубь Табасарана с недостаточным числом войск и потерял в стычках с табасаранами «штандарт, знамя и барабан». Не был поддержан Криднер и кадием Табасарана и ему пришлось возвратиться в Дербент, а потерянные им регали царского отряда были выкуплены де-Медемом за 170 рублей. ……………. Причиной поражения табасаран, как и других народов Южного Дагестана, несмотря на победу над майором Криднером в верхнем Табасаране было то, что силы кадия Табасаранского были истощены в многочисленных сражениях с русскими войсками и отрядами Фатали-хана. …………. В рапорте Екатерине II де-Медем сообщил содержание приведенного заявления и просил указаний правительства. Кадий и уцмий объявили, писал он императрице, что «имеют неудовольствие на дербентского Фатали-хана в имеющейся у них между собой вражде» и хотят Дербент отторгнуть от Кубы. ……………….. Вскоре после этого, о положении дел на Восточном Кавказе сообщал в кизлярскую секретную экспедицию 21 мая 1783 г. кизлярский житель Нагиш Денгизбиев: «Фатали-хан из Баки возвратясь в Дербент, желает ехать к Хайдакскому владельцу уцмию, потому что как-то он хан, уцмий по подзыву аварского Ума-хана по вводу им, Ума-ханом к себе в согласие шушинского Ибрагим-хана и дженгутайского владельца Али-Солтана, да и табасаранского владельца ж Кадыя желает, совокупясь с теми ханами и владельцами идти войною на него Фатали-хана и разорить, в отмщение за смерть отца и родственников аварского Ума-хана». …………….. В результате пребывания посольства турецкого Ибрагим-Эфенди в Закавказье усилились волнения, а также был заключен военный союз в Ахалцихе с частью азербайджанских и дагестанских правителей. Принесенные им подарки и денежные вознаграждения сделали свое дело, некоторые дагестанские владетели, в том числе и кадий Табасарана, собирались отправить отряды войск в Ахалцих для вторжения в Грузию. Об этом свидетельствует письмо грузинского царя Ираклия II генерал-губернатору П.С. Потемкину. «Присланы были к нам, - сообщается в данном письме, - от Сурхая курьеры с письмами, что шамхал, уцмий, акушинский кадий, табасаранский кадий, Фатали-хан, ширванские ханы два брата и нухинский хан, все согласились и весною намерены с войсками своими выступить в поход, расположиться ниже Ганжи, или выше сего города, и оттуда делать нападение на Грузию». ……….. Кадий Табасарана в числе других дагестанских владетелей, напротив единодушно согласился в октябре 1795 г. организовать оборону и содержать стражи в таких пунктах, «с коих удобно бы можно было Ага-Мухаммед-хану проникнуть к ним со стороны берегов реки Куры и между тем взывали о пособии к России». ………….. В.А. Зубов зная, что в Дербенте происходит «борьба партий», отправил к Ших-Али-хану парламентариев с предложением «сдаться на милость России». Но это не имело успеха. Подошедшие к Дербенту передовые отряды русских войск были встречены огнем. Однако взять город штурмом не удалось. «Лишь при содействии Рустам-кади генерал Булгаков с русскими войсками до 10 тыс. человек перебрался по Дарвахскому ущелью через леса по перевальной дороге и того же года в третий день мая месяца направил войско на город Дербент с южной стороны». Видя безвыходность ситуации, Ших-Али-хан сдался, а Ага-Мухаммед-хан отступил назад. ……………….. Таким владельцам каковы были правители Табасарана, уцмий Кайтагский и шамхал Тарковский, денежные субсидии и дорогие подарки становились необходимыми. Владения их простирались от Кизляра до Дербента, составляя непрерывную прибрежную часть Каспийского моря. Деньги, подарками или другими какими-либо средствами для России необходимо было сохранять с ним дружеские отношения хотя бы для обеспечения безопасной русско-восточной торговли. ……….. Генерал Тормасов просил графа Румянцева «ходатайствовать от монарших щедрот кадию Табасаранскому, получающему по 1500 руб. в год жалованья, золотую саблю», который, «хотя по старости лет своих и болезни сам при войске не мог быть, но прислал с войском двух достойных сыновей своих, отличившихся себе усердием».


Исаев И. Р.: ... В 1593 г. князь Ф.И. Троекуров сообщил царю Федору Иоанновичу, что собрал в Табасаране силы для выступления против турецкого паши. В 1602 г. объединенные силы горцев, в том числе табасараны, разгромили турецкие владения – Ахты и Мискинджа… ……В дагестанское приграничье переселяются тюркоязычные падары. В 1607—1608 годах произошли вооруженные столкновения горцев Табасарана с хорошо вооруженными шахскими войсками, которые одержали верх над табасаранами…

Исаев И. Р.: …Еще 31 мая в предписании ген. Ермолова кубинскому окружному начальнику Б.Е.Вреде о мерах к прекращению беспорядков в Табасаране и Дагестане вообще отмечалось: "Абдула-бек Ерсинский величайший из мошенников и был действующим лицом в заговоре прошедшего года дагестанских народов, его как вредного возмутителя, надобно стараться истребить"…

Исаев И. Р.: Ведомость о численности населения Дербентской провинции 22 апреля 1830 г. …и Табасаранской провинции дер. Чуадали в коей дворов 25 не согласились, даже и не допустили к переписи и не дав от себя никакого отчета по предмету означенного сведения от них требуемого Армянских деревень в провинциях не имеется. Евреи же, хотя и значатся, но особенных деревень своих не имеют, а живут в общих мусульманских деревнях по нескольку домов… Дербентский комендант полк. Розенфельд. ……………………. Письмо Сулеймана-хана Гази-Магомеду. 1831 г. Выдающемуся ученому и известному преподавателю Гази-Магомеду привет. А затем: сообщаю тебе, что твой приезд сюда явится ущербом (Учитывая, что восставший Табасаран и Кайтаг представляют серьезную угрозу для Дербента, кавказское командование направило на подавление восстания значительные силы царских войск. Пока царские войска были заняты подавлением восстания в Табасаране и Кайтаге Гази-Магомед предпринял поход на Кумыкскую плоскость. К нему присоединились жители Аксая, Эндрея, Чечни), стеснением и мучением для мусульман: русский падишах очень жесток, могущественен и войска его неисчислимы. Из-за тебя они разорят мусульман. Поэтому я обращаюсь к тебе с просьбой вернуться на свою родину; тем самым ты спасешь мусульман от жестокостей кяфиров. Послушайся моего совета, подумай, что будет с мусульманами, находящимися под властью неверных. Рук. фонд ИИЯЛ, д. 1679, л. 66. Перевод с арабского. ………….. Ведомость о численности народонаселения Кавказа и степени их покорности царскому правительству. Июнь 1833 г. Табасаранцы, живущие ближе к берегу Каспийского моря, управляются от нас беком и покорны, остальные мало повинуются. Табасаран число душ Верхний 25.000 Нижний 30.000 ………… Из отношения Васильчикова к Гану о податях и повинностях в казну жителей отдельных дагестанских обществ. 30 ноября 1837 г. Верхний Табасаран никакой повинности не несет и даже никого к себе не допускает. ............. Из “Обзора политического состояния Кавказа 1840 г.”. Табасаран состоит в ведении Дербентского коменданта, под начальством военно-окружного в Дагестане начальника; Нижний, лежащий ближе к берегу моря, вполне повинуется правительству, управляет одного частью м. Ибрагим-бек Карчагский, а другою шт.-кап. Иса-Кадий. Верхний Табасаран управляется собственными старшинами под влиянием м. Ибрагим-бека и шт.-кап. Исса-Кадия; хотя до пред сего не повиновались, невзирая на то, что изъявила покорность еще в 1819 г., но с 1838 г. повторила это изъявление, и не довольно хорошо повинуются, данью не обложена, жители Табасарана магометане. Покорных Полупокорных Непокорных Всего Табасаран 4.055 6.224 — 10.279 а) Нижний б) Верхний ….. Сравнительная таблица сведений о зависимых сословиях Дагестанской области. 1866 г. В южном Дагестане, собственно в Кайтаго-Табасаранском округе, существует особый вид зависимости — райятской. Райяты не имеют права собственности на ту землю, на которой водворены и которую обрабатывают, а могут в случае крайности продавать оную своим односельцам, отчуждать же жителю другой деревни не имеют права. На переселение в другую деревню независимо согласия общества райяты обязаны испросить согласие бека, без которого переселение не может состояться. С переселением райята, все недвижимое его имение поступает в пользу бека. Райяты платят подати и отбывают повинности в следующем размере: с каждого дыма от одной до шести саб пшеницы, кто имеет баранов, два барана в год; одного осенью, а другого весною; где есть орехи, от одной до трех саб орехов, где есть соль, от одного до пяти капанов соли; где есть фрукты, от одной до восьми саб фруктов; с виноградных садов платят сообразно урожаю; от продажи сухой марены от сорока до шестидесяти коп. с пуда; дают кур и яйца неопределенно по мере надобности; при выдаче девицы замуж платят беку 10 руб., а вдовы 5 руб.; с дыма одну арбу сена или саману. Кроме этого взносят штрафы за преступления: за убийство — одного буйвола, за поранение — одного быка, за воровство — одного быка, за прелюбодеяние — одного буйвола, за похищение девицы — одного быка. Натуральные повинности зависимых сословий следующие: жать хлеб от 1 до 3 дней, по приглашению (эвриз) на довольствии бека. Один день жать ячмень на своем хлебе, один день косить и один день собирать сено; возить дрова по мере надобности, по очереди возить пшеницу для перемола на мельницу; возить хворост и бурьян для ограды сада, если таковой есть у бека; один день очищать канаву; содержать зимою по одной бекской скотине, если не давали ему сена или саману; кроме того отбывают конную службу. Бек пользуется круглыми сиротами для прислуги в доме, которых обязан по совершеннолетии: девочку выдавать замуж, а мужчину женить; где производят частичный посев, там для беков сеют известную пропорцию из семян, полученных от него; в некоторых местах выходят с своим скотом на один день пахать землю для бека. ……… После усмирения возмущения в Кайтаге, распустив главный отряд, я оставил под начальством бывшего военного начальника Южного Дагестана генерал-майора Джемарджидзе два батальона пехоты со взводом горной артиллерии и местную милицию для движения в Табасарань, жители которой, отличаясь фанатичностью, обнаружили большое сочувствие кайтагскому возмущению, а некоторые из них, а именно гасикцы (с. Гасик), принимали непосредственное участие в самом восстании. О причинах вышеизложенного моего распоряжения, а равно и о всех подробностях происшествия 19 августа в Табасарании, было своевременно донесено мною в. и. в. Во время движения отряда от Маджалиса через Каракайтаг и большую часть Табасарании до селения Гасик, где отряд остановился лагерем, жители везде показывали беспрекословную покорность и по первому требованию генерала Джемарджидзе явились к нему, кроме гасикцев. Когда же вслед за тем, вместе с другими жителями, оставив ружья, пистолеты и шашки вне лагеря, решились явиться и гасикцы, то генерал Джемарджидзе, указав главных виновников из них, приказал арестовать таковых. Тогда гасикцы, выхватив кинжалы, на виду у всего отряда с отчаянием и ожесточением бросились на генерала Джемарджидзе и его свиту. Вследствие этого произошла неожиданно рукопашная схватка и свалка, в которой конвойными милиционерами вскоре были убиты главные виновники, успевшие однако, нанести рану генералу Джемарджидзе; изранили его адъютанта, поручика Семенова; переводчика - вскоре умершего; и командира стрелковой роты 83-го пехотного Самурского полка поручика Морозова; и убить 3-х нижних чинов и нанести 9-ти нижним чинам раны. В этом происшествии не только никто из жителей Табасарании, кроме гасикцев, не принимал враждебного нам участия, а напротив, когда гасикцы, спасшиеся бегством, заперлись в своем ауле, то все население окружило их и оказывало должное содействие в поимке их как в то время, так и после, когда гасикцам удалось убежать из аула и скрыться в лесах, где они после сопротивления были вынуждены сдаться. После этого спокойствие в той части края не только больше ничем уже не нарушалось, но наоборот, - скорый сбор в Маджалисе большого числа войск и значительного количества туземной милиции от всех частей Дагестана, вполне готовых содействовать нашим войскам, и строгое наказание главных виновников возмущения, наконец, разрушение селения Шиляги, известного с давних времен своим мятежным духом - имели последствия: совершенную покорность и полное послушание местным властям бывших вольных кайтагских и табасаранских обществ, так недавно еще стремившихся к восстановлению прежней своей независимости. Краткий отчет начальника Дагестанской области со времени ее образования по 1 ноября 1869 года

Исаев И. Р.: Гьюрматлу вуйи йиз халкь. Гьамдиинди узу ккудубк1ри аза гьаму китаб.Чухсагъул учвуз. Халкьдиз аьгъю ибшри ихь История. Аьгъдрудиз йипай наан урхуруш, кидитай. Жвуван История аьгъюжиган халкь саб шули айиб ву, халкь саб гъабшиган кьуват шлуб ву. Ктаб выпустить дап1на. 50 экземпляр. Вари пай гъап1унза. ихь история ухьу гьамшваъ обсуждать ап1уз герек дар. Вари улихьди дибик1найидар ву. С уважением к Вам Гъванчккарин Иса.

Исаев И. Р.: Разрушенные села (стертые с лица земли населенные пункты) во времена захватнических войн варварских держав против табасаранского народа. АРЧУГ (АРЧУГЪ) Разрушенные села: ЧIуру гъул - на северо-запад, 0,8км. АСККАН ЯРАКК Разрушенные села: Беграндик гъул - на север. Ч1валк-карин - на восток. Гъюбрягъ - на восток. Айит1гъул - на юг. Ч1уч1гъарин - на юг. Амнарин - на запад. Инжинарин - на север. БУХНАГ (БУХЬНАГЪ) Разрушенные села: ДерчIвгъярин гьул - на северо-восток. Хццулар - на восток, 1 км. ВЕРТИЛ (ВЕРТIИЛ) Разрушенные села: ЧIихтIил - на северо-восток, 0,5 км. ЧIиларин гъул - на восток, 1 км. ГЯРИГ (ГЬЯРИГЪ) Разрушенные села: Кьява, селение - на юг, 1км. ГУРХУН Разрушенные села: Гирхьни - село всосавшееся в землю - на восток, 0,7км. ГАРИХ (ГЬАРИХЪ) Разрушенные села: Рякъюлар - на восток, 1,5 км. Кюшкъяр. КУШТИЛ (ГЪУШТIИЛ) Разрушенные села: Гьювариъ - на юг, 1,5км. ГъямпIлин гъулахъ - на восток, 2км. Жвурдагъ - на восток, 2,5км. Гьяригъ - на восток, Зкм. Гъаз'ярин хутIларихъ - на северо-восток, 0,8км. Мяхълар - на запад, Зкм. КОНДИК (ГЪВАНЖИКК) Разрушенные села: Рягъччккарин гъул - на север 1км. Кьулхъарин гъул - на севере, 1км. Чиъ - на восток 2км. Гьюржерин гъул - на юге, около села. ГАСИК (ГЬЕСИХЪ) Разрушенные села: Мешермар - на восток, 1,5 км. Кючгьяр - на юг, 2 км. ГУМИ Разрушенные села: ЧIири гъул - на юг. Гьюжриярин йишв. ГЕПИЛ (ГЬЕПIИЛ) Разрушенные села: Сина - на север, 2 км. ГУЛЛИ (ГЪУЛЛИ) Разрушенные села: Урситъ (Юрсигъ). Чириндихъ. ДУМУРХИЛ (ДУМУРХЬИЛ) Разрушенные села: ЦIунтIарин гьюлягъишв - на юг, 1км. ТАТТИЛ Разрушенные села: Мизран - на север, 1 км. Синик -на восток, 1 км. ЗААН ЯРАКК Разрушенные села: ГьарчIвла - на востоке. Афна - на востоке. ЗЮРДЯГ (ЗЮРДЯГЪ) Разрушенные села: Гъурхлар - на юг, 1,5 км. Афна - на запад, 2,5 км. ЗИЛДИКК Разрушенные села: Раццач1итаб - на восток. Шант1а-рин гъул - на север. Бачи жардрягъ - на запад. ККУВИГ (ККУВИГЪ) Разрушенные села: Аьхъмюкъ - на севере, 0,5км. "Кьул'ин" - на востоке, 1 км. Жандукарин Гъюлягъишв - на востоке, 2 км. КУЛИКК (КЬУЛИКК) Разрушенные села: Хираригъ - на севере, 0,7 км. ККУВЛИГ (ККУВЛИГЪ) Разрушенные села: Гагьран гъул. КУЖНИК (КЪУЖНИК) Разрушенные села: Уьрхлигъ. Жяргъяр. Кьилдик. Жякъиникьар. Ханбижар. Хинаъ. К1елдик. Мазайин хяр. ЛЯХЛА Разрушенные села: Уркъин - на север, 2км. Хьаржакъ - на юг, 3 км. НитIарикк - на юго-восток, 6 км. ЛИКА Разрушенные села: Журас - на север, 2км. МАЖГУЛ (МАЖВГУЛ) Разрушенные села: Гьюржиригъ - на запад. Афачрин -на юг. Гуршар - на юг. Гьюржиригъ - на юг. Шимигъишв - на запад. НИЧРАС (НИЧIРАС) Разрушенные села: ЭбелтIин - на север, 3 км. Инжинарин гъул - на север, 2 км. КьяппартIин. Гъуярик. ЧIуру гъюлягъ. Унжларин гъул. ПИЛИГ (ПИЛИГЪ) Разрушенные села: Жиж'варин гъул - на восток. Кьялягъ - на север, 2 км. ГижетI - на север, 2 км. Балбнарин гъул - на север, 0,3 км. РУГУЖ Разрушенные села: Кьюлягъ - на север, 6 км. Гьяжигъ-ярин гьюрдар - около села. СУЛАНТИЛ (СУЛАНТIИЛ) Разрушенные села: АхьнитI - на восток, 2км. Суннар - на восток, 1км. СЕРТИЛ (СЕРТИIЛ) Разрушенные села: Къухрар - на западе. Къярпткъар - на западе. ЦIумакь. СИКУХ (СИКIУХЪ) Разрушенные села: Къярихъ. Зерт|ил. Хякъ - все эти села находились на севере, на одной территории. ТЮРЯГ (ПЮРЯГЪ) Разрушенные села: Инжла - на юг, 2 км. Хурцак - на юг, 1,5 км. Арч1ит1 - на восток 1,5 км. Хяняригъ - на север, 1,5 км. Хяракишв -на запад, 1 км. Хуларт1ин - на юго-запад, 1 км. Дакьраъ - на север, 1,5 км. УРТИЛ (УРТIИЛ) Разрушенные села: Бечер - на север, 0,5км. УЛЦЦИГ (УЛЦЦИГЪ) Разрушенные села: Ккимирин къяр. УЛУЗ Разрушенные села: Къурма - на восток. Бижниин - на северо-восток, 1 км. ХЮРИКК Разрушенные села: Турагъ - на северо-восток, 3 км. Хинаъ - на север, 4 км. ХИВ Разрушенные села: Гасул - на север, 2 км. Гамагь на север 2 км. Ккалай - на юг, 2 км. Ккилар - на север 2,5 к Кьялччвяр - на север, 3 км. КIелжикк - на восток, 3,5 км. Ч1уру на запад, 3 км. Дерчва (Дукъларикк) - на север, 3 км. Фкъарик - на север, Зкм, и город Гардашан (Гардаман). ХОРЕДЖ (ХРИЖВ) Разрушенные села: Жвугьудрин дагрихъ - на запад, 7 км. Кют, Хина, Арарик. ХАЛАГ (ХАЛАГЪ) Разрушенные села: Гьери - на юг. ХЮЧНА Разрушенные села: Укъури - на восток, 3 км. Рухьат1 - на юг, 2 км. Жемягъ - на восток, 3 км. Башмагъ тепе - на юг, 1 км. ХАРАГ (ХЬАРГЪ) Разрушенные села: Никьардаригъ - на запад. Ягълугь. ЦУРИТИЛ (ЦIУРИТIИЛ) Разрушенные села: Зиккар - на восток, 2км. Гиндигъар - на северо-восток, 1км.Марццулар - на северо-восток, 0,2км. Эбнер - на юго-восток, 0,3км. АхьнитI - на юг, Зкм. ЦУДУК (Ц IУДИХЪ) Разрушенные села: Дирчва - на юг, 2км. Ч1уру гъул - на юго-восток, 1км. Кьалариъ - на северо-восток, 1км. ЦАНИТИЛ (ЦIАНИТИIЛ) Разрушенные села: Гьяварихъ - на запад. ЦIюлгьярин гъул - на юг. ЦАЛАК Разрушенные села: Бачан - на восток, 3 км. ЧЮВЕКК Разрушенные села: Жагран - на севере, 0,2км. ЧIири гъул - на восток, 0,5км. Сенгриъ - на северо-запад, 0,5км. ЧИРИ (ЧЬИРИ) Разрушенные села: Ванихъ - на север, 3 км. Вахьдихъ - на юг, 1 км. Гурдаригъ - на восток, 1,5 км. Гурдаригъ - на запад, 2 км. ГьидиртГин йишв. ЧУРДАФ (ЧIВУРДАФ) Разрушенные села: Бертгъярин гьул. Севлихъ. ШИЛЛА Разрушенные села: Ц1умакъ - на юго-восток. Гъюр-дарт1ил - на северо-восток, ЯРАГ (ЯРАГЪ) Разрушенные села: Ярагъ - на восток, 0,5 км. ЯРГИЛ (ЯРГЪИЛ) Разрушенные села: Ч1уру- на горе латахъ - на запад, I км. Ч1уру - на восток, I км. Вачи жердряуъ - па север, I км.

Исаев И. Р.: Офицеры Российской гвардии. ТАБАСАРАНСКИЙ Этхем-паша Бек, р. 1900 в Дагестанской обл. Во ВСЮР и Русской Армии юнкер Сергиевского артиллерийского училища до эвакуации Крыма. Эвакуирован из Севастополя на корабле «Херсонес» и на о. Проти на корабле «Кизил Ермак». Галлиполиец. Окончил Сергиевское артиллерийское училище в Болгарии. Подпоручик. Осенью 1925 в составе Гвардейского отряда в Болгарии. В эмиграции в Чехославакии, в 1933 член Галлиполийского землячества (Союза русских студентов) в Пшибраме. Табасаранский Абдул-Бек Военнослужащий Годы жизни: * 15.12.1870+ ? Биография: Табасаранский Абдул-Бек [15.12.1870-?] Магометанского вероисповедания. Из беков Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области. Образование получил в Бакинском реальном училище. В службу вступил 24.08.1889 вольноопределяющимся в Переяславский драгунский полк. Окончил Елисаветградское кав. юнкерское училище. В офицеры произведен в 41-й драг. Ямбургский полк. Корнет (пр. 28.11.1891- ст. 28.11.1891). Поручик (ст. 28.11.1895). Штабс-Ротмистр (ст. 06.05.1900). Ротмистр (пр. 1906- ст. 28.11.1903- за отличие). Участник русско-японской войны 1904-05 в составе 2-го Дагестанского конного полка (прикомандирован к полку 16.04.1904- переведен в переименованием в Подъесаулы 21.04.1904). Есаул (за боевые отличия). 12.01.1905 в бою был ранен в грудь навылет. Подполковник (пр. 1906- ст. 17.07.1906- за отличие). На 01.01.1909 и 15.05.1913 в Дагестанском конном полку. Участник мировой войны в составе того же полка. Полковник (пр. 11.12.1914- ст. 08.08.1914- за отличия в делах...). Командир Осетинского конного полка (09.12.1915-18.05.1917). Награжден Георгиевским оружием (ВП 06.01.1917). Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1904) • Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1906) • Св. Анны 2-й ст. с мечами (1906) • Св. Анны 4-й ст. (1906) • Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1906) • Св. Владимира 3-й ст. с мечами (ВП 16.01.1916) • Георгиевское оружие (ВП 06.01.1917). Дополнные сведения: Возможно Т. был расстрелян в Баку в 03.1918 отрядами дашнаков. Во всяком случае среди жертв резни упоминается некий полковник Табасаранский. Источник информации: :Список подполковникам по старшинству. Составлен по 15.05.1913. С-Петербург, 1913 Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.08.1916. Петроград, 1916ВП 1914–1917 и ПАФ 1917. Информацию предоставил Вохмянин Валерий Константинович (Харьков) Васильев А. Командиры полков российской гвардейской и армейской кавалерии в период Первой мировой войны//Старый Цейхгауз, 2009, №3. Информацию предоставил Константин Подлесский История Дагестанского конного полка / Сост. Е.И. Козубский. - Петровск (Дагест. обл.): Изд. Полка: 1909. Информацию предоставил Константин Подлесский ВП по военному ведомству//Разведчик №1261, 06.01.1915

Исаев И. Р.: ГАММЕР, Моше ШАМИЛЬ. МУСУЛЬМАНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ЦАРИЗМУ. ЗАВОЕВАНИЕ ЧЕЧНИ И ДАГЕСТАНА. 1831год …Гази Магомед направил в Дербент две прокламации. В одной он предлагал русскому командованию сдаться и со всем войском принять ислам. Другая была обращена к местному населению с призывом перейти на его сторону и с обещанием, что «никому из мусульман, будь он шиит или приверженец других сект, никакого зла не причинят, если он подчиняется правилам шариата». 31 августа Дербент был полностью блокирован, и началась его восьмидневная осада. 8 сентября, когда к городу подошел Хаканов, имам ушел в горы. Десять дней он оставался в Кайтаке и Табасарани, организуя их оборону и давая указания на будущее. Оттуда он направился в Тарки и Гимры, где проделал то же самое. Затем он выехал в Салатау, который мог стать объектом контрнаступления русских. 16 сентября в Шемаху прибыл Панкратьев, считавший «наступательную операцию полностью исключенной», и провел там целый месяц, рассылая горцам свои прокламации. В конце концов 16 октября он вступил в горы и провел там два сражения. Во втором из них, по свидетельству русского участника, «противник проявил такое упорство, действовал так решительно, что, хотя баталия длилась с 6 часов утра до 11 вечера, наш небольшой отряд так и не смог одержать над ним верх и сражение закончилось не столько благодаря нашему успеху, сколько наступлением темноты». Однако русские разрушили сразу 20 аулов, и 23 октября Кайтак и Табасарань были вынуждены сдаться, но шариат, на отмене которого настаивали русские, был там сохранен. …Аварский мудир подчинился весьма неохотно. В ночь на 13 июля он вывел 500 своих всадников из Чоха и 14 июля атаковал Буйнакск, что стоит на дороге в Дербент. На следующий день он перевалил через Кара-кайтак и вступил в Табасарань. Таким образом, за 30 часов он проделал более 150 километров по труднейшей горной местности. Жители встречавшихся ему селений, как и ожидалось, с оружием в руках присоединялись к его отряду. …Смысл происходящего Аргутинский понял 17 июля. Собрав 4500 пехотинцев, 900 кавалеристов, десять орудий и ракетные установки, 19 июля он вновь выступил из Темир-Хан-Шуры. 24-го он подошел к границам Табарсарани, но Хаджи-Мурат уже исчез, и его следы были скрыты завесой противоречивых слухов. …Тесно взаимодействуя со своим мудиром, Шамиль перешел из Чоха в Сугур. 23 июля, когда Аргутинский находился уже на полпути к Табасарани, Шамиль сделал ложный выпад сначала на Турчидаг, потом на Гамашинские высоты, а султан Даньял изобразил нападение на Кумух. Эти маневры не отвлекли Аргутинского от вступления в Табасарань, и он оказался в таком положении, что свернуть со своего пути все равно бы не сумел. 29 июля русские одержали верх над Хаджи-Муратом с его рекрутами в бою под Куяриком. Следом Аргутинский вступил в Табасарань и очутился в полностью враждебном краю. Насколько осмотрительно пришлось ему действовать, видно из того факта, что 2 августа он приказал отправить свои обозы назад, и они вынуждены были с боями продираться там, где за четыре дня до этого прошли вполне победоносно. …Были также освещены его действия в Кайтаке и Табасарани, имевшие особо большое значение. Эти две провинции так и не были полностью покорены, антирусское движение там продолжалось и после падения Шамиля. Крымская война показала русским, как ненадежно их положение в крае, где сохраняются очаги сопротивления. Агентура Шамиля и турок так накалила обстановку в Табарсарани, что русские были вынуждены три года подряд направлять туда экспедиции. Такая же экспедиция требовалась в Эриваньскую область, а в Шеки, где русским удалось перехватить и задержать гонца Шамиля, тот бежал и привел туда отряд горцев. Всем было ясно, что после войны этим следует заняться всерьез. АКАК. Т. VIII, с. 535, 536-539; Движение, с. 99-100; Война. Т. XIV, с. 81-99 Там же, с. 89. Там же, с. 86 — 87; Материалы, с. 254 — 257. Об этом см.: АКАК. Т. XI, с. 339-340, 618-620; Солтан, 1854, с. 526-536; Солтан.1855-1856, с. 494-501, 526-628.

Исаев И. Р.: В 1892 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга, написанная военным историком, подполковником 81-го пехотного Апшеронского полка Л. А. Богуславским, «История Апшеронского полка». «…Нерешительные действия наших войск, и в сущности, бесцельные движения отряда Коханова развивали только в неприятеле самоуверенности и были на руку Кази-Мулле, который в своих воззваниях старался вселить в единоверцах убеждение о бессилии русских в Дагестане. Обояние имама было настолько велико, что отражение его отряда от крепости Внезапной не произвело уже резкого впечатления и не отшатнуло от него горцев. Во второй половине июня Кази- мулла сосредоточил все свое внимание на Табасарань и задумал овладеть Дербентом. Тревожные слухи о готовяшемся в Табасарании восстании заставили туда двинуть войска. В начале июля в Табасарань, уже всю, охваченную мятежом, прибыл с 2 батальонами 42 егерского полка полковник Миклашевский, разбил отряды мятежников у селения Сиртыч и, повидимому временно восстановил спокойствие. В действительности табасараны тайком подготовлялись к сувокупным действиям с отрядами с часу на час ожидаемого Казы-Муллы. В самом деле 12 августа имам с 2 тысячами горцев пришел в село Башлы и на другой день усилив себя башлинцами, двинулся к Дербенту, на пути к которому к имаму присоединяясь жители различных селений, встречавшие его с восторгом. Первым подверглись разгрому Казы-Муллы владения Ибрагим-Бека Карчагского, оставшегося нам верным и бежавшего в Дербент с несколькими нукерами. …Со 2 августа горцы, окружив со всех сторон и держа в тесной блокаде 7 дней неоднократно пытались штурмовать Дербент но каждый раз были отражены с большим уроном. 26 августа, узнав о движении в Табасарань отряда Коханова, Кази-Мулла бросил весь лагерь, скот, заготовленные для штурма лестницы и фашины и в 3 часа ночи бежал, оставив в виду города одни караулы. На другой день в 6 часов пополудни, в Дербент вступил с войсками Коханов, восторженно встреченный жителями и гарнизоном. Потеряв неудачу у Дербента, имам все таки не покидал Табасарань и сначала двинулся к селению Рукелю, а отсюда 29 августа в селение Илаби, где и основал свою резиденцию, а его горцы принялись за устройство себе лагеря в ущелье при селении Бильгади. …Соединение отрядов состоялось в конце сентября в Дербенте; 30 сентября приехал сюда, назначенный их общий начальник, а 2 октября все войска были разделены на 3 колонны. Первая- полковника князя Дидиани; из 6 рот пехоты, 4 орудий и 3 мусульманского полка направились в селение Хушни; вторая – полковника Миклашевского в составе 2 батальонов 42 егерского и батальона Кюринского полков, 4 орудий и 1 и 2 мусульманских полков двинулся в селение Дювек- одну из неприступнейших местностей Табасарании; третья колонна из 7 рот Апшеронского полка и Казачьего донского полков, под начальством полковника Басова, долженствовала идти к селению Маджалису с целью привлечь внимание к себе неприятеля и тем самым облегчить колонне полковника Миклашевского занятие Дювека. …Таким образом цель действий 3 колонны была вполне достигнута и значительная часть горцев была отвлечена от селения Дювека, взятого приступом 3 октября войсками колонны полковника Миклашевского, лишившейся при этом 30 человек убитыми и раненными, помимо потери в мусульманских полках. Одновременно с описанным и полковник князь Дадианы успел выполнить поставленную перед ним задачу, взяв с боя селение Хучни. Разбитые табасараны сосредоточились теперь у селения Хемеди, где жил один из самых рьяных последователей Казы-Муллы Абдул-Кадий. Чтобы окончательно покончить с усмирением Табасарании генерал- адъютант Панкратьев предписал князю Дадиани и полковнику Басову атаковать Хемеди и распять собравшихся там горцев. Приказав солдатам снять ранцы и оставив весь обоз у Сюмси, полковник Басов, 6 апреля выступил из лагеря и направился форсированным маршем к Хемеди. По дороге неприятель неоднократно пытался атаковать и остановить движение наших войск, но каждый раз терпел неудачу, так что около полудня, 7 числа 3 колонна стояла уже в виду Хемеди. Князь Дадианы еще не приходил, да и не известно было, где он находил. Между тем многочисленные толпы горцев окружали селение жители которого, заняв часть сакель, видимо приготовлялись к упорной защите. Не желая терять даром времени Басов стремился немедленно штурмовать Хемеди, для чего и назначить 1 батальон Апшеронцев. «Несмотря на упорное сопротивление жителей и окружавших селение горцев Апшеронцы с помощью артиллерии ворвались в него, истребили часть защитников и пройдя насквозь Хемеди штыками выгнали раненных горцев. Все селение было сожжено. Неприятель в течении часового боя понес большой урон убитыми и ранеными…»

Исаев И. Р.: По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Нукьарин к1ул). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами - она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше- озера Ирана (Иран даграр). В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. В глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму с равными крыльями с тройным лепестком на концах крыльев.

Исаев И. Р.: Гьюрматлу вуйи йиз ватанагьлийир!. Кому интересна ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА - пожалуйста вот вам самая благородная работа. Все что зафиксировано в книге по Истории Табасарана должно быть фотодокументировано для потомков. Создавайте фотоальбом по Истории Табасарана.

Исаев И. Р.: В последний день раби II 457/9 апреля 1065 года ^ Хурмуз б. Минучихр б. Йазид скончался в поместье Ирси в Табарсаране и был похоронен там, рядом со своими дядями по матери. …Ему наследовал его сын ^ Маймун б. Ахмад б. Абд ад-Малик. Он оставался в цитадели, где обычно жил его отец, а затем был уведен оттуда и заключен в “правительственном здании” (Дар ал-имара, т. е. резиденция в нижнем городе), а жители начали разрушать среднюю (поперечную) стену [города]. Время между ее постройкой и разрушением было семь лет и один месяц. Эмир Маймун оставался в правительственном здании как пленник, а вся власть была в руках раисов. Его брат Хассан б. Ахмад умер в 375/975 году. …В 378/988 году эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба и укрепился в ней. В 379/989 году в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна. Этот человек прибыл из Гиляна в город ал-Баб (А, л. 1058а), созвал собрание в соборной мечети, и (Б, л. 733) свыше тысячи человек принесли ему покаяние (Букв, 'раскаялись'). С ними вместе он направился в башню со Сводом (бурдж ат-Так), и эмир Маймун также дал обет (таба) не пить [вина]. Дело кончилось тем, что проповедник сосредоточил в своих руках все государственные дела. Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей - русов (гуламов), чтобы им был предложен ислам или смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 году эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Баба осаждали ее двадцать восемь дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника [69] обеспечить ему безопасность (аман) [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табарсаран, что и было разрешено. Тузи разрушил среднюю стену и, захватив управление городом, послал приглашение Ширваншаху (Ср. главу о Ширване (§ 13)). Последний прибыл в пограничную область (сагр) и был встречен местной знатью и раисами вместе со всеми [жителями] от мала до велика, которые с особыми почестями ввели его в пограничную область. В том же (380) году Балид (Балду?), раб (мамлук) Маймуна, напал на Ширваншаха (зафира бихи) в “правительственном здании”, ранил его и бежал к своему господину в Табарсаран, а раненый Ширваншах уехал в Ширван. Эмир Маймун снова занял город, но был изгнан из него в 381/991 году. Тогда возвратили Ширваншаха, который восстановил цитадель и укрепил ее. В 382/992 году вернулся эмир Маймун, сжег Дамасские ворота (Которые, очевидно, были сначала из дерева) и занял город. В 383/993 году он отвоевал цитадель у Ширваншаха и разрушил среднюю стену, отстроенную им. Между ее постройкой и разрушением прошел один год и пять месяцев. В том же году Маймун приказал сделать Дамасские и Палестинские ворота из чистого железа. В 385/995 году народ Караха (Так я читаю вместо стоящего в тексте К.рдж. О грузинах (Джурэ,. позднее Курдж) здесь не может идти речи) обратился в мусульманство благодаря эмиру Маймуну. В понедельник 15 сафара 387/27 февраля 997 года (День падал на субботу) эмир Маймун б. Ахмад скончался тридцати восьми лет от роду, после правления, продолжавшегося двадцать один год. …В том же году по подстрекательству раисов, владетель Сарира собрал большое скопище (джамман гафиран) неверных и различных тюрков и, двинувшись с ними на ал-Баб, расположился лагерем у Д.хн.к. (Димишк?) 24 джумада II/13 июля 1064 года. Он послал свое войско с тарханами и батриками к воротам города и угнал стадо, [пасшееся] у ворот Джихад. Раздались крики и призывы к оружию (А, л. 1059б), и эмир Мансур выехал с теми из своих сотоварищей и а'йан ас-суфуф (Быть может, “именитые (торговцы базарных) рядов”, см. комментарий), которые последовали за ним. [74] Обе стороны сблизились, но ни одна из них не решалась начать нападение ввиду многочисленности неверных, с одной стороны, и храбрости мусульман, несмотря на их малочисленность, — с другой. Неверных (Б, л. 736) было свыше 4 тыс. конных, тогда как мусульман, конных и пеших, было [только] 200, но бог послал победу мусульманам, так как около ста человек пришли на помощь им из Табарсарана и, бросившись на врага, они отбили стадо. Враги были отогнаны от ал-Баба и, разбитые, вернулись к своему господину, владетелю Сарира. Все это время раисы со своими приверженцами держались в стороне от боя; они не только не повиновались эмиру, но и подстрекали врага против него. Благодаря божьей помощи владетель Сарира должен был с позором отступить. …В мухарраме 468/августе 1075 года народ ал-Баба взял обратно присягу, данную эмиру Абд ал-Малику, и изгнал его. По обыкновению он отправился в Хайдак искать подкрепления, чтобы вернуться к власти, но дербендцы во время преследования захватили его и поместили как пленника в город ал-Хумайдийа (Все еще существует в Верхнем Табарсаране, на запад от Дербенда; на русских картах: Гимейди). В четверг 5 мухаррама 468/20 августа 1075 года они присягнули его двоюродному брату Маймуну б. Мансуру б. Абд ал-Малику (§ 41), которого они посадили в “правительственном здании”. Ему было тогда одиннадцать лет от роду (§ 41). В сафаре/сентябре 1075 года Хайсам б. Маймун, раис дубильщиков, умер, упав с лошади. В джумада 1/декабре 1075 года Ахмад б. Али, гулам эмира двух Ираков, прибыл как посол султана в ал-Баб. Он сказал, что султан пожаловал пограничную область Сау-Тегину (рук.: Шау), и имя последнего стало читаться в хутбе после имени султана с кафедр [мечетей] пограничной области. Правление Маймуна продолжалось четыре месяца, и мы (Эта добавка принадлежит самому Мюнеджжим-баши) не могли выяснить, вернулся ли он к власти в дальнейшем или нет и правил ли после названного Маймуна кто-нибудь еще из Хашимидов или их династия прекратилась. По-видимому, верно последнее (ср. выше, § 31 и приложение II). …Подробности о вмешательстве Абу Тахира в дела ал-Баба можно также найти в § 34. Уже в 318г.х./930 сын Абу Тахира, Мухаммад (правитель Лайзана), сражался с правителем ал-Баба Абд ал-Маликом около Шабарана (§ § 9 и 34). Под 327г.х./938 мы узнаем (§ 35), что Хайсам б. Мухаммад б. Йазид (внук Абу Тахира Йазида?), управлявший Табарсараном, был приглашен в ал-Баб местными раисами (“начальниками”). В 330г.х./942 или в 333г.х./944 Ахмад, другой сын Абу Тахира, появился в ал-Бабе на короткое время, а затем руководство политикой в отношении ал-Баба перешло в руки старшего сына — Мухаммада. …Мы узнаем, что еще при своем деде Йазиде (правившем в Лайзане до 305г.х./917) Мухаммад б. Абу Тахир Йазид уже числился управителем Табарсарана. После восшествия его отца (Абу Тахира) Мухаммад получил в икта наследственный семейный удел Лайзан и через некоторое время (в 318г.х./930) пришел в столкновение с ал-Бабом. Во всяком случае Мухаммад стал правителем в Ширване уже человеком зрелого возраста, что, может, и объясняет краткость его правления. Еще Абу Тахир отправил в ал-Баб своего сына Ахмада, и из § 10 мы узнаём, что сам Мухаммад (После того как в ал-Бабе был свергнут другой брат Мухаммада, Хайсам) послал туда “своего брата Ахмада” (т. е. вторично того же сына Абу Тахира). Это место рукописи вызывает некоторое недоумение (ср. недоразумение в § 35 рукописи Б), ибо в § 10 говорится, что, приняв правление, Мухаммад заключил своего брата Ахмада в тюрьму, где тот впоследствии был отравлен. Можно предполагать, что Ахмад б. Абу Тахир был арестован именно после этого вторичного краткого появления в ал-Бабе или что Мухаммад посылал туда не своего брата, а своего сына Ахмада (очевидно, старшего, так как он управлял вначале наследственным Лайзаном, § 10). …Поместье З.ркийа (Ризкийа) (От ризк 'пропитание', 'насущный хлеб'), возможно, было одним из мест, закрепленных за газиями ал-Баба (см. примечание к § 11). Трудно сказать, тождественно ли оно с Марзукийа, упомянутым в § 9. Достойно внимания, что брат Ширваншаха все еще (ср. § 33) жил в одном из селений Табарсарана (“поместье Мухаммада”). Это показывает, насколько неустойчивы и запутаны были политические границы ввиду чересполосицы, создаваемой частными владениями князей. Во всяком случае и сам ал-Баб часто находился в руках Ширваншаха. …Историю нападений Фарибурза на ал-Баб в 461г.х./1068 см. менее подробно в § 42, где на первый план выставлен местный эмир Абд ал-Малик, а не Гуждахам. Подкрепления, которые спасли положение, шли из Хайдака и Тавика (?). Последнее название надо, вероятно, читать: Тивак (на русской карте: Дювек) в Табарсаране (ср. Генко, Труды второй сессии арабистов, 1937, стр. 105). …Введение о Маскате добавлено Мюнеджжим-баши. Баладзури (стр. 197) подтверждает, что Маскат (ныне Мушкур) имел царей, первый из которых был назначен Ануширваном, добавляя, что “их царство уже окончилось”. На стр. 207, говоря о победе Масламы б. Абд ал-Малика, он противопоставляет “шахов” Ширвана, Лайзана, Табарсарана, Филана и Хурсана “владетелю (сахиб) Маската”, ср. также Йа'куби, стр 194 (уже при халифе Османе был заключен мир с “народом” Маската, а не с его правителем). …Два сына Ширваншаха Мухаммада правили в ал-Бабе: сначала Хайсам табарсаранский (изгнанный в 329 г.x./941) и, после перерыва, Ахмад, который был быстро низложен в 342г.х./953. …Во время Mac'уди (в 332г.х./943) Табарсаран управлялся племянником (сыном сестры) эмира Абд ал-Малика из ал-Баба, но Ширван должен был установить отношения с Табарсараном еще раньше. Около 327 г.х./939 Хайсам б. Мухаммад б. Йазид правил в Табарсаране (§ 35). В 337 г.х./948 (другой?) Хайсам б. Мухаммад был назначен в Табарсаран (§ 10) (О затруднениях в родословной см. примечание к § 9). В 416г.х./1025 Хайсам, брат Йазида, сын Ахмада Ширванского, умер в “поместье Мухаммада” (Хумайдийа?) в Табарсаране. В 457г.х./1065 Хурмуз, внук Йазида, был похоронен в поместье Ирси (Эрси), с которым он, должно быть, был наследственно связан (вероятно, через мать). Что касается ал-Баба, то его отношения с Табарсараном (защищенным от него горой), по-видимому, слагались менее благоприятно: в 303г.х./915 Абу-л-Наджм б. Мухаммад неудачно воевал с народом Табарсарана. Тот факт, что в 380г.х./990 эмир Маймун, будучи выгнан из ал-Баба, удалился в Табарсаран, указывает на обособленность этих мест от Дербенда (Этому не противоречат события 446 г. Х./1054, когда эмиру Мансуру помог народ (добровольцы?) Табарсарана). В Табарсаране владетельские права могли преобладать над теоретическими правами суверенитета. Селения Табарсарана, которые наш текст связывает с ал-Бабом, были Хумайдийа, Мухрака (по-арабски “погорелое место”?), Туйак и Хурмастан. Первое из них существует в Верхнем Табарсаране; второе может соответствовать современному Марата в Нижнем Табарсаране (на юг от Дербенда) (См. Казем-бек, Дербенд-наме, стр. 78 и 123, и В. Дорн, Каспий, стр. 105, 278). Туйак, который выступал на стороне Дербенда (§ 23), должен соответствовать селению, которое на русских картах называется Дювек (см. у Генко). Что касается Хурмастана, то мы можем лишь сказать, что слово хурма (или курма) не означает здесь “пальмы” или “финики”, так как в местном употреблении оно относится к виду японской хурмы, персиммону, по-английски date plum (diaspyrus lotus), который действительно растет в Дагестане (А. Шахов, За жар-птицей, 1950 стр. 308). …Названные стены построены из каменных глыб, [скрепленных] свинцом. Баб ал-абваб стоит на Табаристанском море; он больше Ардебиля.

Исаев И. Р.: Еще раз обратимся к древним источникам. …По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Асккан Нукьар). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами - она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше- озера Ирана (Иран даграр). А разве не здесь похоронен великий албанский принц Джеваншир? В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. В глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму с тройным лепестком на концах крыльев. Возникает вопрос. А какой католикос похоронен здесь? Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644-671), Ухтанес (671-683) и Елиазар (683-689).



полная версия страницы