Форум » Вопросы по форуму » ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА » Ответить

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА

ИИР: ПРЕДИСЛОВИЕ Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование. Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков. Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать. «Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

Исаев И. Р.: ...Богатые подарки, высланные Хаджи-Муратом Шамилю, как и предполагали мудрые люди из хаджи-муратовского окружения, только разожгли алчность и недоверие Шамиля. Он сместил Хаджи-Мурата с наибства, назначив на его место Али Табасаранского, а потом и направил в ставку Хаджи-Мурата войска. Мюридов Шамилевых Хаджи-Мурат отогнал, и дело могло зайти очень далеко, но тут муллы уговорили имама прекратить войну со своим подданным, вернуть ему звание наиба, и Шамиль внешне смирился с такими обстоятельствам и… «Военная Литература». Биографии. Мико-джан …Шамиль, желая показать, что ставит спокойствие народа выше личных своих интересов, тотчас согласился прекратить все неудовольствия; но Гаджи-Мурат, озлобленный несправедливостью, потребовал прежде всего, чтобы, назначенный на место его наибом Аварии, Али Табасаранский был удален от должности, а звание наиба возложено на одного из двоюродных братьев Гаджи-Мурата. В. Потто. Гаджи-Мурат (Биографический очерк) (Материалами для этой статьи служила собственная записка Гаджи-Мурата, находящаяся в делах архива генерального штаба, письма князя Воронцова к военному министру, хранящиеся там же, и, кроме того, некоторые журнальные статьи, служащие как бы дополнением и пояснением к рассказу самого Гаджи-Мурата. Пр. авт.) ...Великий сын табасаранского народа -наиб имама Шамиля-Али Табасаранский пал смертью храбрых при осаде Гуниба...

ИИР: къабгъан. Уву наънан вува. Уву ихьдарикан вуш саб китаб тувурзавуз.

къабгъан: Узу Табасаран райондин Гуми гъул' ан вуза. Хъа мугеле гъулаъ адарза, жара йишвариъ аза. Фу китаб вуяв узуз тувуз к1ураюб?


къабгъан: Я от души хочу Вам сказать БАРКАЛЛА за ваш неоценнимый труд во имя табасаранского народа. Сколько труда надо вложить чтобы собрать такой богатый материал касающийся истории нашего многострадального героического народа, некоторые даже за деньги не согласились бы на это. Все хотят готовое, сами ничего не предпринимая. Совсем обленился наш народ: даже не хочет нажимать на клавиатуру компьютера. Может им нечего писать: не помнять своих предков, не слышали рассказы, истории, предания от старших и т.д. У нас, у табасаран достаточно богатая, но не изученная история: историкам работы хватит ещё на долго. Каждый истинный табасаранец должен внести посиьный вклад в изучении,исследовании нашей истории: то что слышал,знаешь надо перенести на бумагу, на компьютер и т.д.

Исаев И. Р.: Яндексдиъ а полная версия. История Табасарана. Табасаран с древнейших времен до наших дней. 400 страниц.Чухсагъул увуз. Яв гъулан ву йиз пажанах.

къабгъан: Фуж к1удив пажнахиз, жиниб даш?

ИИР: Нухтар

къабгъан: Знаю одного Нухтара с Гуми который проживал в г. Даг.Огни. Его отца зовут Паша, он работал учителем в школе. А Нухтар в 90-х переехал в Махачкалу. Ему сейчась 51-52 года. Не он?

иир: точно

Исаев И. Р.: Чисто табасаранскими, т.е. пользующимися и в семейном и в сельском обиходе преимущественно табасаранским языком (за редкими исключениями, делаемыми в пользу азербайджанского языка, служащего вообще в роли «лингва франка» повсеместно в Южном Дагестане) селениями Дагестанской АССР оказываются нижеследующие 117 селений с численностью населения по переписи 1926 г. (табасаранское наименование в скобках): 1. Дювек (ТIивак) - 1041 ч. 2. Хапиль (ГъепIил) - 328 ч. 3. Татиль (Ттаттил) - 361 ч. 4. Хустиль (ХустIил) - 310 ч. 5. Ягдых (Ягъдигъ) - 354 ч. 6. Хархуни (Гурхун) - 115 ч. 7. Лиджа (Лижъаъ) - 314 ч. 8. Цухдих (Цуххтигъ, Суххтигъ) - 346 ч. 9. Аркит (АрхьитI) - 422 ч. 10. Рушуль (Рушвъил) - 339 ч. 11. Ушнюг ((Гъ)имшнигъ) - 236 ч. 12. Фиргиль (ФиркIил) - 236 ч. 13. Вичрик (Вечрикк) - 413 ч. 14. Вартатиль (ВартабтIил) - 164 ч. 15. Джиглил (ДжугътIил, ЧчугътIтил) - 325 ч. 16. Цуртиль (ЦуртIил) - 192 ч. 17. Куркак (Куркакк) - 275 ч. 18. Сига (СикIаъ) - 84 ч. 19. Курих (Курихъ) - 412 ч. 20. Акка (Акъкъаъ) - 134 ч. 21. Гюхраг (Гюгьрягъ) - 145 ч. 22. Дагни (Дагъниъ) - 166 ч. 23. Джулжак (Жжулжжягъ) - 163 ч. 24. Джулджиниф (Жжулжжиниф) - 68 ч. 25. Ерунаг (Ергюнягъ, Юргюнягъ) - 64 ч. 26. Верхний Кисик (Заан Гисикк) - 82 ч. 27. Нижний Кисик (Асккан Гисикк) - 85 ч. 28. Куваг (Куваг) - 103 ч. 29. Кулиф (Кьулиф) - 66 ч. 30. Ляха (Ляхяъ) - 169 ч. 31. Хархни (Хархниъ) - 81 ч. 32. Юргуних (Ергюлигъ, Уьргюлигъ) - 91 ч. 33. Хюрюк (Хюрекк) - 840 ч. 34. Пилиг (Пелегъ) - 371 ч. 35. Ханаг (Хянягъ) - 283 ч. 36. Ругудж (Ругужж) - 315 ч. 37. Цантиль (ЦIантIил) - 134 ч. 38. Хужник (Къужникк) - 366 ч. 39. Гуми (Гъумиъ) - 166 ч. 40. Кюрек (Кьюрекк) - 52 ч. 41. Улуз (Улузз) - 209 ч. 42. Урзиг (Улзигъ) - 180 ч. 43. Урсих (Урсигъ) - 115 ч. 44. Харах (Хьарагъ) - 177 ч. 45. Чердаф (Чуъурдаф) - 182 ч. 46. Шиле (Шиллаъ) - 155 ч. 47 Кума (Ккумиъ) - 251 ч. 48. Афна (Афнаъ) - 97 ч. 49. Гарик (Гварихъ) - 58 ч. 50. Кувлик (Ккувликъ) - 122 ч. 51. Джагрик (Жжагърик) - 22 ч. 52. Зартиль (ЗертIил) - 50 ч. 53. Кулержик (Кюлюржжикъ) - 46 ч. 54. Кураг (Кюрякъ) - 291 ч. 55. Сартил (СертIил) - 166 ч. 56. Сикуг (Сиккухъ) - 109 ч. 57. Хак (Хякъ) - 21 ч. 58. Ханак (Ханак) - 125 ч. 59. Карих (Къярихъ) - 79 ч. 60. Хуртил (ХъюртIил) - 76 ч. 61. Халаг (Халагъ) - 380 ч. 62. Бухнаг (Бухьнакъ) - 76 ч. 63. Думуркил (Думурхьил) - 258 ч. 64. Сулантил (СулантIил) - 93 ч. 65. Гасик (Гьесихъ) - 173 ч. 66. Хурцил (Хурццил) - 35 ч. 67. Урга (Ургъаъ) - 263 ч. 68. Атрик (Атрик) - 188 ч. 69. Вертил (ВертIил) - 110 ч. 70. Джули (Жъуллиъ) - 390 ч. 71. Фурдаг (Фурдакъ) - 201 ч. 72. Хурсатил (ХурццатIил) - 136 ч. 73. Яраг (Яракъ) - 103 ч. 74. Ляхля (Ляхлаъ) - 316 ч. 75. Герик (Гьерикь) - 103 ч. 76. Кувиг (Ккувикъ) - 266 ч. 77. Кулиг (Кьулик) - 128 ч. 78. Куштиль (КъуштIил) - 396 ч. 79. Уртиль (ВуртIил) - 136 ч. 80. Кандик (Гъванжжикк) - 742 ч. 81. Арчуг (Арчугъ) - 160 ч. 82. Чувек (Чувекк) - 414 ч. 83. Хив (Хив) - 847 ч. 84. Цудух (ЦIудухъ) - 208 ч. 85. Хоредж (Хрежъ) - 641 ч. 86. Лака (Ликаъ) - 204 ч. 87. Ашага Ярак (Асккан Яракк) - 582 ч. 88. Юхари Ярак (Заан Яракк) - 361 ч. 89. Чулак (Чъалакк) - 385 ч. 90. Яргиль (Яргъил) - 472 ч. 91. Зилдик (Зилжжикк) - 512 ч. 92. Зирджаг (Зуржжягъ, Зиржжягъ) - 290 ч. 93. Межгюль (Мажвгъул) - 792 ч. 94. Тураг (ТIюрягъ, ТIурягъ) - 842 ч. 95. Ничрас (НичIрас) - 403 ч. 96. Куярик (Гъуярикк) - 257 ч. 97. Чара (ЧIириъ) - 841 ч. 98. Варта (ВартIа) - 338 ч. 99. Сиртыч (СиртIичI,СттичI) - 483 ч. 100. Гевраг (Гюгьрягъ) - 315 ч. 101. Гензир (КканзричI, КканжжритI) - 129 ч. 102. Мехтикент (Ме(гь)ччи гъул) - 99 ч. 103. Уджик (Ужжихь, Удихъ) - 132 ч. 104. Хурцик (Хурццикк) - 184 ч. 105. Имамкуликент (Имам(къул)жжин гъул, Имамгъул) - 14 ч. 106. Чулат (ЧвулатI) - 292 ч. 107. Гугнаг (Гугнагъ) - 161 ч. 108. Джараг (Жъарагъ) - 19 ч. 109. Чулат (Чвулат, ЧвулатIа) - 81 ч. 110. Экентиль (АкантIил, АкалтIин) - 193 ч. 111. Хулюг (Хюлигъ) - 178 ч. 112. Хюрюк (Хюряхъ) - 202 ч. 113. Чихтиг (Жжяхттигъ) - 118 ч. 114. Дашлукент (ДуртIил) - 182 ч. 115. Тинит (ТинитI) - 300 ч. 116. Ружник (Ружъникк) - 259 ч. 117. Туруф (Т(у)руф, Т(у)риф) - 443 ч. Всего говорящих табасаранским языком в пределах Дагестана насчитывалось, таким образом, в 1926 г. - 29 668 человек. По данным переписи Управлением народно-хозяйственного учета ДАССР.

Исаев И. Р.: … В Евангелии, принадлежавшем Л. А. Магалашвили, говорится, что патриарх Евфимий обозрел храм в Табасаране… … Его считают основателем «Кавказского мюридизма». В этой духовной школе в лезгинском ауле Яраг выросла целая плеяда выдающихся мусульманских деятелей Северо-Восточного Кавказа: шейх Джамалуддин Казикумухский, имамы Гази-Мухаммад и Шамиль, Хан-Мухаммад Табасаранский, шейх Ташев-Хаджи и другие… … Хан-Мухаммад выдал свою дочь Бика замуж за талхана страны Табасаран и утвердил его талханом Табасарана. После принятия ислама табасаранцами, Хан-Мухаммад женился на дочери табасаранского талхана… "Тарих Дагестани Мухаммедрафи" (XIV в.) … Село Кюрек Табасаранского района, мечеть. Эту мечеть во время Шамиля-эфенди построили: Маллашабан, Амат-Саван (?) и Саййидмухаммад.

Исаев И. Р.: ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА. ПРИЛОЖЕНИЕ III. MAС’УДИ О КАВКАЗЕ .. За Ширваном в горах Кабх лежит царство Табарсаран. Правитель его в настоящее время мусульманин, племянник (сын сестры) того Абд ал-Малика, который был эмиром ал-Баба. Табарсаран — ближайший к ал-Бабу народ…

Исаев И. Р.: ЦАРСТВО ЛАЙЗАН Начиная с первых десятилетий Х в. царство Лайзан упоминается в источниках в качестве одной из областей в составе владений Ширваншахов, но первоначально оно фигурировало как одно из небольших полунезависимых царств Восточного Закавказья. Впервые его название засвидетельствовано у арабо-персидских историков и географов IХ-Х веков в качестве одного из мелких этно-политических образований на северо-востоке Закавказья во главе с местными владетелями, за которыми Хосровом I Ануширваном была признана царская власть. Упоминая Ширваншаха среди подданных шаханшаха Ануширвана, Масуди сообщает: «Царем в настоящее время является некий мусульманин по имени Мухаммед б. Йазид, который происходит от Бахрама Гура...». В другом месте он пишет: «Мухаммед б. Йазид, теперь известный как Ширваншах, был ранее наследственным царем Лайзана». А. П. Новосельцев. Аспирант Института Востоковедения НАН РА По сообщению “Истории Дербенда” («Тарих аль-Баб»), в 861г., когда после смерти халифа Мутаваккиля правитель Ширвана, представитель рода Мазьядидов – Хайсам, стал независимым в Ширване, его брат Йазид стал независимым в Лайзане. С двумя достаточно укрепленными крепостями (Нияль и Сулут) и многочисленными селениями это царство имело весьма важное значение на указанной территории. Свидетельством этому служит тот факт, что в 917 г., по данным того же источника, Лайзаншах Абу Тахир Йазид захватил власть в Ширване, и с той поры в последнем начала править лайзанская ветвь Мазьядидов, хотя при этом Лайзан стал составной частью Ширвана. Материалы с сайта Генеалогия.ру : 1. Лайзан (ок. 860 - 1072). Табасаранское государство. Столица Лайзан. Род Мазьядидов. 1. Йазид ибн Халид (ок. 860 - 80). 2. Мухаммед I, сын (ок. 880 - 90). 3. Абу Тахир Йазид, сын (ок. 890 - 917). 4. Мухаммед II, сын (ок. 917 - 48). 5. Хайсам, сын (ок. 948 - 56). 6. Хайсам ибн Ахмад, плем. (ок. 956 - 80). 7 - 10. неизвестные. 11. Хурмуз ибн Минучихр (ок. 1034 - 65). 12. Гуждахам ибн Саллар (ок. 1065 - 72). 1072 сельджукское завоевание. 2. Табасаран (ок. 1600 - 1850). Табасаранское государство. 1) Северный Табасаран. ок. 1650 - 1815 династия кадиев (кази). Рустам I (ок. 1720). Муртузали I, сын (ок. 1747). Рустам II (ок. 1770 - 1802). Муртузали II, сын (1802 - 15). 1815 русская аннексия. 3. Южный Табасаран. ок. 1600 - 1850 династия майсумов. 1. Зирар (ок. 1620). 2. Ак-Майсум (ок. 1650). 3. Рустам (ок. 1722). 4. Мухаммед, брат (ок. 1747) 5. Муртузали, сын (ок. 1750). 6. Шейх Али-бег, брат (ок. 1770 - 74)* 7. Али Кули, сын (1774 - 76). 8. Мухаммед Хусейн-бег, брат (ок. 1776 - 85). 9. Сухраб-бег, брат (ок. 1785 - 1806). 10. Шамхал-бег, брат (ок. 1806 - 15). 11. Кырхлар-Кули, сын 8 (1815 - 31). 12. Ибрахим-бег, сын (1831 - 50). 1850 российская аннексия.

ИИР: Одним из наиболее запутанных вопросов в исторической географии является проблема локализации Филана. Первым обратил внимание на это «царство» Б.А.Дорн. Он связывал его с «царством» Ширван. И. Маркварт, вслед за арабскими авторами, помещал Филан между Табасараном и Сериром. В.Ф. Минорский, обращая внимание на большое число селений с корнем фил (Филифли, Стас-Фили, Фили-Дзах и др.) между Восточным Шакки и Самуром, не исключил вероятности нахождения Филана в этом регионе. М.И.Артамонов, также, как и А. Бакиханов, располагал Филан в Казикумухе. Видимо, учитывая такой широкий разброс мнений, авторы Истории народов Северного Кавказа отмечают, что точная идентификация Филана на данном этапе затруднительна в силу неясности источников. Локализация Филана давно определена. В силу каких-то причин (а причины все знают) авторам Истории народов Северного Кавказа не хватает объективности. Филан –это и есть Агул (Филаншах-агулшах).

Исаев И. Р.: Сохранилось также интересное историческое предание, отразившее тот факт, что предста-вители духовенства могли быть обладателями мульков. Предание рассказывает о некоем Халифе, прибывшем в селение Курар из Сирии и укреплявшем ислам в Южном Дагестане. В селении Курар (Хивский р-н) действительно сохранилась могила Халифа (ォэто могила Халифаサ—далее текст не сохранился), которую, судя по находящейся ря-до\.датированной надписи и полному сходству почерков обоих памятников, можно отне-сти к первой половине: XV в, Старожили Курара рассказывают, что соседнеサ! селение Камаркент было мульком Халифа.



полная версия страницы