Форум » Исторические вопросы » Рыжие монголы » Ответить

Рыжие монголы

Грызли: Наткнулся на такую ссылку: Г. Фазрахманов: «По китайским источникам монголы, в отличие от татар, были высокорослыми, бородатыми и светловолосыми, голубоглазыми (Бичурин Н.Я. 1926 Т.I с. 366—367). В 1206 году Темучин на всеобщем курултае был провозглашен Чингизханом. Первыми жертвами монголов были тюркоязычные народы Южной Сибири» («Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии». Казань, 2000). Какое конкретно произведение Бичурина имеется в виду? Очень хотелось бы узреть прямой текст. То что у Чингис-хана все дети (пожалуй и внуки тоже) были рыжими (белокурыми), то мы знаем из Рашид-ад-Дина. Ну очень хочется текст!!!! Может кто поможет? Титмар, я выслал 21 числа 1-ю книгу 1-го тома Рашид-ад-Дина. Вы ее получили?

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Bewerr: Грызли пишет: Бичурин Н.Я. 1926 Т.I с. 366—367 Какое конкретно произведение Бичурина имеется в виду? Об этом надо спросить у Г.Фазрахманова. Особенно если учесть, что книги Бичурина в 1926 году не издавались.

Грызли: Bewerr пишет: Особенно если учесть, что книги Бичурина в 1926 году не издавались. Ну не знаю, не знаю... Потому и спрашиваю. Посмотрел еще раз, нет не опечатка. Н.Я. Бичурин "Собрание сведений..." Л., 1926. И по тексту не одна ссылка на издание 1926 года, а много. Кроме этого много ссылок на издание М., Л., 1950 года. Т.е. Фазрахманов пользовался двумя изданиями. Опять же Гумилев пишет - "Согласно свидетельствам современников, монголы в отличие от татар были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым" ("Поиски вымышленного царства")

Thietmar: В монгольских летописях кажется монголы называют простонародье "черноголовым народом". "Собрание сведений" есть полностью на сайте. В Документы-Китай.


Thietmar: Вот страницы 366-367 первого тома "Собрания.." Издания 1950 г. [366] поручены восемь поколений, в которых старшины их поставлены правителями. Указано предводителю Сйе Тхай быть приставом над поколениями, и заведывать корпусом. Император выдал за Шихо дочь Ян Юань-цы, внука князя Дун-пьхин-ван от дочери, под [717] названием Юн-ло царевны. В следующем году, 717, Шихо умер. По смерти пожалован ему титул: /464/ Дэ-цзинь. Император отправил посланника для утешения и жертвоприношения, и младшему его брату Согу наследственно дал достоинство с должностью. В следующем году, [718] 718, Согу с царевною приезжал к Двору, и отлично угощен. Кэтугань, помощник начальника корпуса Цзин-си-гюнь, был человек отважный, храбрый, приобревший любовь народа. Согу хотел избавиться от него, но еще не решился. Кэтугань, напротив, напал на Согу, и Согу принужден был бежать в Ин-чжеу. Главноначальствующий Хэй Кинь-дай с 500 окружных войск, соединившись с войсками хиского старейшины Ли Дапу, напал на Кэтуганя, но без успеха. Согу и Дапу оба убиты были. Кинь-дай ушел с корпусом в Юй-гуань. Кэтугань поставил государем Согуева двоюродного брата Юйюя и отправил посланника к Двору с извинением. Указано дать Юйюю княжеское достоинство 1192 и простить Кэтуганя. Юйюй явился к Двору и получил начальство. Император приказал выдать за него Муюн, девицу царской крови, под названием Янь-гюнь царевны. Кэтугань также приехал к Двору, и получил военный чин. 1193 По смерти Юйюя младший брат его Туюй наследовал. Быв не в ладу с Кэтуганем, он не мог ужиться с подчиненными; почему вместе с царевною бежал; был облечен в княжеское достоинство, 1194 и оставлен в службе при Дворе. Кэтугань Цзиньчжунова младшего брата Шаогу поставил главою народа. Указано ему наследовать и княжеское достоинство. Сын Неба отправлялся для жертвоприношения горе. Шаогу с прочими старейшинами следовал за императором. В следующем /465/ году, 719, он получил военный чин при Дворе, с переименованием княжеского достоинства. 1195 За него выдали Чжень, девицу из императорского рода, под названием Дун-хуа царевны. Указано дать чины 1196 слишком ста старейшинам в его поколении. Шаогу отправил сына в службу к Двору, куда [367] и Кэтугань опять приехал. Министр Ли Юань-хун принял его не очень ласково, и Кэтугань уехал недовольным. Чжан Юе сказал: Кэтугань имеет зверское сердце, и смотрит только туда, где видит выгоды. Сверх того он теперь имеет силу в государстве, и подчиненные повинуются ему. Если не оказать ему чести, он более не приедет. По прошествии трех лет Кэтугань убил Шаогу, 1197 поставил Кюйле государем, и с согласия с хиским народом поддался тукюесцам. Царевна бежала в корпус Пьхин-лу-гюнь. Указано Чжи Фань-ян, правителю округа Ю-чжеу, и Чжао-Хань-чжан, главноуправляющему в Фань-ян, выступить на киданей; двум придворным сановникам Пхэй Кхуань и Сйе Кхань произвести большой набор ратников, князю 1198 Цзунь принять верховное начальство в Хэ-бэй над действующей армией; сановнику 1199 Ли Чао-инь и столичному градоначальнику Пхэй Чжеу-сянь быть его помощниками. Им поручено вести против киданей войска восьми корпусов под главноначальствующими 1200 Чен Босян, Чжан Вын-янь, Сун Чжы-тьхи, Ли Дун-мын, Чжао Вань-гун, Го Ин-гай. В след за сим князь Цзунь назначен верховным вождем над войсками в /466/ Хэ-дун. Но князь не поехал; и посему президент обрядовой палаты и князь 1201 Вэй назначен с бунчуком помощником верховного вождя действующей армии в Хэ-бэй. 1202 Он выступил за границу с главноуправляющим Чжао Хань-чжан, и совершенно разбил кочевых. Кэтугань бежал, а хиский народ покорился. Князь о пленниках [733] обоих поколений объявил [о победе] в храме предкам. В следующем году, 733, Кэтугань напал на границы. Предводители Сйе Чу-ван, Го Ин-гай, Ву Кхэ-цзинь, Ву Чжи-и и Ло Шеу-чжун с 10.000 конницы и войском хиским дали сражение у гор Душань. Кэтугань подоспел с тукюеским войском. Хисцы от страха начали колебаться и отступили в крепкое местоположение. Чжи-и и Шеу-чжун были разбиты; Ин-гай и Кхэ-цзинь убиты. Китайских войск побито 10.000 человек. Император вверил начальство над войсками Чжан Шеу-гуй, главноуправляющему в Ю-чжеу. 1203 Шеу-гуй был искусный полководец. Кэтугань боялся его, и

Грызли: Я тут соврамши. Перепроверил опять. стр. 376-377 и вот они в издании 50-го года [376] северо-запад по Ангаре до Енисея; и сим образом они заняли монгольскую степь и песчаный бассейн между Небесными горами и Алтаем; на западе они не переходили за Памир. Тюрки расселились в плодоносных долинах между Южными [Наньшань или Куэнь лунь] и Небесными горами от Халхи до Кашгара и Тюркистана; далее от Памира к западу они заняли обширный песчаный бассейн между Аму и Сир-дариею; потом, поворотив от плоских аральских и каспийских берегов на север по Уралу, обогнули большое пространство земель прямо на восток и прошли по северную сторону Алтая к Енисею. Вот очерк земель, в древности занимаемых тремя среднеазийскими народами! Монгольское племя быстро усилилось около времен Рождества Христова, и долго обеспокоивало Срединный цвет. [Чжунхуа в буквальном переводе или Китай]. Наконец в половине девятого столетия хягасы ниспровергли могущество царствовавшего в то время Дома Ойхоров [Хойху], мстительный Китай истребил остатки их, укрывшиеся под защиту Великой стены; оставшиеся поколения удалились от Хангая к западу в Или и Тарбагатай. Тогда место ойхоров [хойху] заступил Дом Кидань, последняя отрасль Дома Дун-ху. С возвышением киданей показались с Амура Черноречные Мохэ под народным названием Татань. Пользуясь тогдашним совершенным изнеможением монголов, они спокойно перешли через границу их на запад и, спускаясь по юго-западному склону гор к Чахару, наконец осели на опустевших северных отлогостях хребта Инь-шань. От сих-то Черноречных Мохэ монголы получили нынешнее народное название монгол, а европейские историки заменили им названия древние, которые монголы получали /479/ от господствовавших у них Домов. И так основатели Монгольской Империи были не коренные монголы, а тунгусы, которые пришли в южную Монголию с Амура, что ниже яснее увидим из выписок, извлеченных из китайской летописи Ганму. В Истории династии Юань нет подробностей, извлеченных из Ганму; потому что все сии подробности относились к династии Тхан, Гинь и Сун, и без нарушения синхронистического порядка не могли войти в Историю династии Юань. Выписка из Ганму “Четвертое лето правления Кянь-дэ. Татань представил дань Дому Сун. Дом Татань составлял одно из поколений северо-восточных мохэ; при династии Тхан [377] после правления Юаньхэ [807 — 821 г. н. э.] он перешел к Инь-шань; а в сем году представил дань”. Четвертое лето правления Юань-дэ соответствует 966 году по Рождестве Христове. Татань есть тунгусское слово; зн. шалаш, Мохэ есть название владетельного Дома. В сие время мохэсцы обитали по обоим берегам Амура от Аргуни до Восточного океана. Нынешние земли солонов и дахуров (даурцев) принадлежали мохэсцам. Дом Тхан вступил на китайский престол в 618 году. Правление Юань-хэ продолжалось 806 — 821. 1242 Дом Сун получил престол в 960 году. Мохэсцы названы северо-восточными в отношении к китайской столице того времени. Инь-шань есть китайское название обширного хребта гор, см. в географическом указателе: Инь-шань. Еще во времена древней династии Чжеу в нынешней Маньчжурии царствовал Дом Сушень. С небольшим за два века до Рождества Христова место его заступил Дом Илэу, который в четвертом столетии по Рождестве Христове переименовался Уги, и /480/ разделился на семь больших айманей. В шестом столетии из семи угиских айманей усилился аймань Черноречный, Хэй-шуй-бу, а в начале седьмого столетия он отделился от Уги, принял народное название Черноречного Мохэ, и не в продолжительном времени разделился на шестнадцать новых айманей. В начале осьмого столетия бохайский владетель покорил Мохэ своей власти; а в начале девятого столетия один из шестнадцати мохэских айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию, и осел по северному склону хребта Инь-шань. Сей-то Дом Татань в 966 году, т. е. чрез полтора века по приходе его в южную Монголию, представил дань императору Тхай-цзу, основателю династии Сун. “Второе лето правления Цзин[-дэ]. Девять татаньских поколений представили дань Дому Кидань”. Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Рождестве Христове. Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею под китайским названием Ляо: следовательно татаньские поколения находились под его зависимостью. Из сего места открывается, что аймань Татань, первоначально состоявший из одних родов, по прошествии двух сот лет от его переселения в южную Монголию размножился до такой степени, что в состоянии [378] Но описания монгол здесь явно нет. Эх, таки было издание 1926 года в Ленинграде, али нет, черт знает, но в издании 50-года описания монгол как рыжих, рослых ребят вроде бы не наблюдается нигде. Интересно, что и мэтр Гумилев два раза утверждает о рыжеволосых монголах, как в "Поисках..." так и в Древней Руси...", но оба раза, гад этакий, никаких ссылок не дает. А вот что касаемо татаней... Там были белые татани, а они отличались от черных погребальной обрядностью, причем резко, резали себе лицо, а это обрядность принадлежит сакалиба, которые обычно считаются славянами... гы-гы.

Bewerr: О Бичурине - очень подробно. http://tatar.com.ru/download/bichurin.php Об издании 1926 сведений нет.

Thietmar: Грызли пишет: Там были белые татани, а они отличались от черных погребальной обрядностью, причем резко, резали себе лицо, а это обрядность принадлежит сакалиба, которые обычно считаются славянами... гы-гы. А из каких источников это известно ?

Грызли: «Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут. Каждый раз, когда [я, Хун], проезжая рядом с ними, встречал таких, которые были недурной наружности и с рубцами от ножевых порезов на лице, и спрашивал, не белые ли [они] татары, [они всегда] отвечали утвердительно. Во всех случаях, когда [раньше они] захватывали в плен сыновей и дочерей Китая, [пленные китайцы] с успехом просвещали и делали [их] мягче. [Поэтому] белые татары в общении с людьми душевны. Ныне [они] являются потомками тех племен» (Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). М. Наука. 1975). На сайте есть этот источник. Резали себе лица еще и нюйчжи (чжурчжэни), царские (?) скифы геродотовских времен, некоторые племена туцзюэ (обычно принимаемые за "тюркютов" или за "тюрков"), согдийцы, гунны, правящие слои хойху (уйгуры) и сакалиба. О сакалиба. Ибн-Руст (писал около 30-х годов Х века): «Когда умирает у них (славян. — К.П.) кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся». Ал-Бекри в XI веке: «И у них (у славян. — К.П.) обычаи подобные обычаям индийцев. Они граничат с востоком и далеки от запада. И они радуются и веселятся при сожигании умершего и утверждают, что их радость и их веселость (происходит) от того что его (покойника) господь сжалился над ним. Жены же мертвого режут себе руки и лица ножами» (пер. А. Куника. Цит. по: Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Часть 1. // Записки императорской Академии Наук. Том 32. Приложение № 2. Спб. 1879; http://www.vostlit.info). Есть еще пара сообщений, но их просто следует искать на компьютере. Далее. Смотрим, ради интереса, словарь Брокгауза и Ефрона. О погребениях славян. Краду (погребальный костер) объезжали кругом воины (при погребении вождя, военного руководителя), оглашая окрестности громкими рыданиями, при этом многие царапали и резали себе лицо выражая тем самым глубокую скорбь по умершему («Кожи кроения, лица драния» — здесь см. статью «Тризна», о том же у Соловьева). «Образ жизни у них (славян — К.П.), как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы» (пер. С. П. Кондратьева, по изданию: Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М. Арктос. 1996. http.www.vostlit.info). В общем такие дела. Кто-то их всех этому научил, но не "татаро-монголы" явно.

Грызли: Bewerr пишет: Об издании 1926 сведений нет. Значит намутил чего-то Фазрахманов, но он слово в слово повторяет Гумилева. Нет, я понимаю, что Борджигины были голубоглазыми и сплошь белокурыми (рыжими). Но котелось бы получить прямое подтверждение о кое-каких монголах. Вот доктора наук работают. Слов нет. Один приводит странные ссылки, другой вообще ссылок не приводит.

Грызли: Вот еще тут нашел: 1.Кубилай-каан - четвертый сын Тулуй-хана, он появился на свет от Соркуктани-беги, его кормилицей была мать наложницы Муке из племени найман. И так случилось, что Кубилай-каан появился на свет за два месяца до рождения Муке. Когда взор Чингиз-хана на него пал, то он сказал: "Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый, очевидно он похож на [своих] дядей,* пусть скажут Соркуктани-беги, чтобы она отдала его кормить хорошей кормилице". (Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани "Сборник летописей" Т.2 с. 153 М.,Л., 1960) * Шутливый намек на арабскую пословицу 2. Третий сын был Есутэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. [Племя] кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение "бурджигин" - "синеокий", и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени** произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи. ** 1305 г. ("Сборник летописей" Т1 Кн. 2 М., Л., 1952 с. 48 )

Зверозуб: Гумилеву нет особого смысла париться над темой, точнее как-то сомневаться. он прямой потомок хана Ахмата и соответственно Чингизхана. Лев Николаевич был с большой головой, рыжеволосый и с ярко-голубыми глазами. в детстве похож на львенка, по этому поводу какая-то знаменитость серебряного века даже стихи написала... собственно, я зашел на эту тему, чтобы собрать материалы о Мамае. он был из рода Кият. в Крыму очень много сохранилось названий с -Кият. в частности самое богатое соляное озеро (вероятно, от продажи соли, Мамай и нанимал свои войска). есть также (было) поселение Кият-Сарай севернее современного Симферополя. в Московском царстве от Мамая пошли князья Глинские, а вот в Крыму, вполне возможно, что и Гиреи. Или наоборот, всех Киятов в Крымском ханстве перебили, среди уланов и карачи они не значатся... а по знатности своей должны быть рядом с ханами. Казак Мамай, эмир Мамай из рода Кият и их происхождение от цариц Боспора, Булгаковы и Полтевы\ вот вам типичный рыжий монгол - Казак Мамай

Thietmar: Зверозуб пишет: вот вам типичный рыжий монгол - Казак Мамай Ничего что он на монголов совершенно не похож ? Ни телосложением, ни разрезом глаз, ни усами...

Bewerr: Зверозуб пишет: Гумилеву нет особого смысла париться над темой, точнее как-то сомневаться. Да-да, конечно... Смотрю на картинку - ба, как же я не признал Мамая-то нашего... ну чисто как живой! Читать книги будем? "Парился", как Вы выразились, Грум-Гржимайло Г.Е., написавший "Описание путешествия в Западный Китай. Том 2. Поперек Бэй-шаня и Нань-шаня в долину Желтой реки." Глава VIII называется "О рыжеволосых автохтонах Центральной Азии". Скачать книгу можно с рапиды или ифолдера: http://rapidshare.com/files/63476974/Grum-Grzimailo_Zapadnyj_Kitaj_T2.rar http://natahaus.ifolder.ru/3817177

Грызли: За ссылку мерси! Я намедни нашел на Натахаусе все три тома "Западной Монголии", вот было радости, а сей труд как-то пропустил. А вот любопытный казус. Здесь нельзя не обратить внимания на один важнейший факт, а именно, на соответствие наименования лошади в кельтском языке и наименования лошади в «алтайских» языках, т.е. в монгольском, маньчжурском, корейском и тибето-китайских языках, т.е. в китайском, бирманском и тибетском. Так, в кельтских языках «лошадь» обозначается как marc (древне-ирландский), march (валлийский), marcan (галльский), каковые наименования восходят к праформе *mark[h]o-. Из кельтского данная форма была заимствована в германские языки: marr/merr, конь/кобыла (древнеисландский), marah/mariha, конь/кобыла (древневерхненемецкий), mearh/miere, конь/кобыла (древнеанглийский). Данное название лошади распространено во многих языках Евразии: morin (монгольский), murin (маньчжурский), mal (корейский), каковые лексемы имеют праформу *mor-. В тибето-китайских языках данная праформа оказалась изменена в *mran, откуда китайское слово ma, древнебирманское mran, древнетибетское rman. Между тем, по утверждению В.В. Иванова и Т.В. Гамкрелидзе, кельтская праформа *mark[h]o- не находит себе соответствий в других ИЕ языках и ее происхождение может быть объяснено заимствованием «из какого-то восточноазиатского источника». «Слово (кельтская основа *mark[h]o- К.П.) представляет собой, очевидно, миграционный термин, распространившийся во всех языках Центральной и Восточной Азии, откуда оно могло попасть в кельто-германские диалекты». Таким образом под гипотезой о дальневосточной прародине индоевропейцев (или поздних ностратиков) появляются весьма веские основания. Получается, что исходная точка кельтской миграции находится на Дальнем Востоке и это утверждение вовсе не является фантастическим на фоне «татаро-монгольской» теории, а так же теории о тождественности европейских гуннов и азиатских хунну. Однако есть серьезные сомнения по этому поводу. Дело в том, что предком современной лошади не является лошадь Пржевальского, (Equus przewalskii), которая в диком виде была распространена в степях Центральной Азии. Данное положение подтверждает хромосомный анализ: у лошади Пржевальского в наличии 66 пар хромосом, а у домашней — 64. Хотя следует отметить, что Equus przewalskii скрещивается с домашней лошадью и дает плодовитое потомство (БСЭ). Таким образом, наболее оправдано считать предком домашней лошади тарпана, т.е. европейскую дикую лошадь, подвид домашней лошади. Степной тарпан (Equus caballus gmelini) был широко распространён как в степях Европейской части России так и в ее лесной части, его ареал занимал степи и лесостепи на север до р. Оки и от восточной Румынии до Урала. В ряде стран Европы был распространен лесной тарпан, Equus caballus silvaticus, который водился на территории Западной и Юго-Западную Белоруссии, Литвы, Польши, Германии и некоторых других странах Западной Европы. Тарпаны вообще отличались небольшим ростом (высота в холке 116-136 см), плотным телосложением, серой «мышастой» окраской с чёрной полосой вдоль спины и чёрными же стоячей гривой и хвостом. Дольше всего степные тарпаны сохранялись в причерноморских степях, где они были многочисленны еще в начале XIX века, но уже к концу этого столетия они были практически полностью исстреблены. Главную роль в их исчезновении сыграла распашка целинных степей, основного места их обитания. Считается, что предковой формой тарпана была его степная разновидность, которая выглядела несколько мощнее развившейся от нее лесной. Г. Чайлд замечает на этот счет: «… поскольку индоевропейская лошадь была «быстрой» (ср. бśva, ϊππος equus и āśu ώκνς, acer — «быстро»), кажется более вероятным, что это могла быть степная лошадь Пржевальского либо лошадь, водившаяся в пустыне и останки которой были обнаружены в Анау (Equus caballus Pumpellyi), чем тучная германская лесная лошадь (Equus cab. Nehringi Duerst). В последнем случае нам пришлось бы переместить поиски колыбели индоевропейцев в восточном направлении». Лошадь Пржевальского кажется отпадает по аргументам генетического характера, а вот степной тарпан, Equus caballus gmelini, вполне подходит на роль прародителя домашей лошади, Equus caballus. И все-таки, как же связать монгольское слово morin, маньчжурское murin с древнеисландским marr/merr и верхненемецким marah/mariha? Понятно, что через кельтов, но тогда следует признать, что кельты пришли с Дальнего Востока или кто-то пришел с Дальнего востока и научил кельтов коневодству, каковое они передали германцам. Но этот таинственный «кто-то» не мог обучиться коневодству на Дальнем Востоке, поскольку лошадь явно была одомашнена в ареале обитания степного тарпана, а это южнорусские степи плюс лесостепи и даже леса к северу от этих степей. Следовательно какие-то кельтические народы должны были мигрировать на Восток и там передать народам монголоидной расы, тем же китайцам, как сведения о коневодстве, так и собственно саму лошадь, как предмет коневодства. Дело еще и в том, что и в Западной Европе кельты, более чем вероятно, являлись пришельцами и завоевателями. Последнее заявление может вызвать у читателя недоверие, поскольку общеизвестно, что кельты первоначально обитали в 1-й половине I-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и только позднее заселили территорию современной Франции, Бельгии, Швейцарии, юга Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов (бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. В I в. до н.э. германцы оттеснили кельтов за Рейн, а в 58 — 51 гг Юлий Цезарь овладел всей Галлией (территории будущей Франции), после чего местное население подверглось романизации.

Bewerr: Мерси за "мерси" :). Никакого "казуса", по-моему, нет. Лошадь Пржевальского действительно не является предком современных лошадей. Но, помимо лошадей, так сказать, "тарпанного" происхождения, существуют и реликтовые степные породы. Та же монгольская лошадь не ведет свое происхождение ни от тарпана, ни от лошади Пржевальского. Впрочем, такая древняя порода, как якутская лошадь, несмотря на свою внешнюю схожесть с монгольскими (степными) лошадьми, тем не менее относится исследователями к породе тарпанного происхождения.



полная версия страницы